Один день с железнодорожниками    На протяжении последних двух месяцев у ПЖТ — только
положительные показатели. На руку железнодорожникам оказалось теплое время
года, и теперь у них нет сбоев. Зато есть возможность в полной мере проявить
присущие всем железнодорожникам качества: дисциплинированность, аккуратность, четкое
соблюдение правил и инструкций. Без этого на такой ответственной и опасной
работе нельзя.

    Мы
решили показать, как работает хотя бы часть того огромного «спрута», который
опутал сетью железных дорог всю территорию ВГОКа. Хозяйство ПЖТ включает в себя
102 километра путей, 221 стрелочный перевод, 360 вагонов, 15 электровозов. А
кроме того, путями комбината ежедневно пользуются компании-операторы, которые
забирают продукцию и увозят потребителям. Работают в ПЖТ 544 человека, и это
самое многочисленное подразделение ВГОКа.

    Нашим
«гидом» стал заместитель главного инженера ПЖТ по развитию Эдуард Носков. Он
начал «экскурсию» с агломерационного района. В вагонном цехе нас встретил
старший мастер цеха Петр Семейкин. Он рассказал, как ведется ремонт вагонов.
Подвижной состав очень востребован, поэтому задача – как можно быстрее его
вывести из ремонтного блока. Существует план-график, в котором определено,
какое время отводится на каждую операцию. План-график висит на стене, настенде,
и исполнители отмечают магнитами выполнение работы. Наглядно видно, и не только
мастеру или начальнику цеха, но и 
каждому работающему, как складывается
ситуация с планом.

    Мастер
по ремонту и эксплуатации вагонов Сергей Кустов контролирует ремонтные работы на
двух думпкарах, стоящих во втором отделении вагонного депо Лебяжки. Пока все
идет по плану: Виктор Одегов вместе с учеником производят ремонт
воздухозамедлителя и смену тормозных колодок на одном вагоне, Александр Долматов
проводит сварочные работы на нижней раме кузова другого. Машинист крана Татьяна

Ваганова исправно подает железной «рукой»
необходимые детали. Сам Сергей Борисович Кустов — не новичок на комбинате, работает
с 2000 года, в вагонном цехе — с 2008
го. Он уверен, что и сегодня ремонт будет
произведен вовремя, эти вагоны отправят на линию, а другие поставят на «лечение».
Вагонный парк очень востребован, и ремонтники стараются не задерживать
эксплуатационников.

Один день с железнодорожниками
Один день с железнодорожниками    —
Бывает, и на вагонах компаний-операторов приходится устранять коммерческие
браки или очищать от остатков прежних грузов, тогда нас вызывают, мы едем на место
дислокации состава и там работаем, — говорит Сергей Кустов.

    —
Много предъявлялось претензий к состоянию вагонов перевозчика
«Нефтетранссервис», особенно зимой, — дополняет Эдуард Носков. — Была
достигнута договоренность о создании у нас пункта подготовки вагонов под
погрузку, где компания-оператор сама устраняет отмеченные недостатки. Такой пункт
работает на станции Гора Высокая, и за месяц через него проходит до 150
вагонов.

    В
ремонтном блоке есть своя кузница, в ней хозяин — кузнец Антон Гостюхин. Он
разогревает детали в горне, затем с помощью пресса придает им нужную форму.

    —
Здесь происходит превращение старых, отслуживших свое металлических деталей в
нужные для ремонта — скобы, чеки для тормозов, из труб наш умелец изготовляет
козырьки для думпкаров. Сюда приносят погнутые ломики, деформированные зубила,
и Антон Анатольевич все исправит, — рассказывает Петр Семейкин.

    Выйдя
из вагонного цеха, мы видим человека с прибором, похожим на гигантскую линейку.
Это — путейский шаблон, с помощью которого начальник участка пути Михаил Кищин
измеряет ширину железнодорожной колеи. Она должна составлять 1520 миллиметров,
и не больше, не меньше, таков типовой стандарт Российских железных дорог.
Промеры происходят всегда, но особенно тщательно — после ремонтных работ.

    —
Если необходим ремонт пути, делаем его быстро, без остановки движения, —
говорит Михаил Дмитриевич. — Наш участок обслуживает 33 километра пути, 116
стрелочных переводов, а людей не хватает. Раньше на участке было 36 человек,
сейчас осталось 12 монтеров пути, и порой бывает очень трудно, когда надо
быстро поменять рельсы и шпалы.

    В
зоне погрузки готового продукта Лебяжинского аглоцеха — интенсивное движение.
Машинист электровоза Дмитрий Коряков по звуковому сигналу подвигает состав,
чтобы железорудный агломерат насыпался в очередной вагон-хоппер.

    —
Это идет погрузка агломерата для Челябинского металлургического комбината. Как
раз пришли долгожданные вагоны. Сегодня загрузим, и эти вагоны будем добавлять
в состав для отправки, в котором должно быть 65 вагонов. Потом — оформление
документации для РЖД, и агломерат отправится к месту назначения, — гово-рит
Эдуард Носков.

Один день с железнодорожниками    После
погрузки вагоны с горячим агломератом (до 700 градусов!) отправляют на весы, а
затем возвращают, но уже на другой путь — для формирования состава. Вместе с
Эдуардом Анатольевичем идем вдоль пути, чтобы посмотреть на весы. Вместо
ожидаемого сооружения увидели просто желтую полосу на рельсах. Это тензодатчик,
который и определяет вес груза. Еще есть три видеокамеры, которые считывают
номер вагона. Неподалеку находится здание, где наблюдает на своем мониторе за
происходящим на весах приемосдатчик груза и багажа Татьяна Смирнова. В соседнем
помещении диспетчер маневровый Ольга 
Шатунова, она сидит за пультом управления
и контролирует все движение на станции ЛОФ. Здесь проходит руда с Западного
карьера, с шахт на ВОЦ и для дробления на ЛАЦ. Ольга Владимировна знает все,
что происходит на путях станции, где в каждый момент находятся порожние вагоны,
где груженые, какие производятся маневры.

    Следующий объект, который решил нам показать Эдуард Носков, находится
довольно далеко. Это — станция Площадка, конечный пункт железных дорог
комбината, куда поступают грузы для передачи на сеть РЖД. Здесь работают диспетчер
маневровый Ольга Соловьева и приемосдатчик груза Татьяна Шигаева. Их задача — передать
груз на РЖД. Поскольку Площадка примыкает к станции Смычка, здесь же находится
офис РЖД — для ускорения оформления и передачи документов на груз.

Один день с железнодорожниками    —
Наша задача — провести оптимизацию структуры и численности коллектива, —
говорит Эдуард Носков. — Но сокращение людей — не самоцель. Необходимо так
организовать труд, так его механизировать, внедрить новые технологии, чтобы
укрепить инфраструктуру железных дорог, сделать сообщение между подразделениями
еще более мобильным и надежным. В частности, продумывается сейчас программа
модернизации тягового подвижного состава.

Ирина Семенова

Фото Андрея Иванова