Новая жизнь старых локомотивов    В пансионате «Аист» прошла международная
конференция «Модернизация тяговых агрегатов», которую проводила фирма
«ПромЭлКом».

    В
конференции принимали участие сотрудники горно-обогатительных комбинатов России,
в том числе и ВГОКа, железнодорожники, представители научного сообщества.
Директор чешской фирмы «DI-ELKOM»

Йосеф Чехура выступил с докладом о том, какую
работу компания проводоит на различных предприятиях России и зарубежья.

    —
Мы специализируемся на модернизации электрической части электровоза, —
рассказал он. — Производим полную замену системы управления, в результате чего
контроль за движением электровоза

осуществляется автоматически. Мы
гарантируем безопасность даже в том случае, если за пультом управления
находится неопытный машинист. Система упрощенного обслуживания электровоза
допускает

присутствие только одного машиниста, без помощника.

    По
сообщению Йосефа Чехуры, модернизация позволяет снизить расходы на электроэнергию
почти на 40 процентов. В три раза увеличивается износостойкость колесных пар.
Меньше расходов требуется на обслуживание электровоза. Регулировка силы тяги
двигателей происходит без потерь электроэнергии, что особенно актуально для локомотивов
с частыми разгонами и торможениями. Все данные о работе электровоза записываются
системой управления и хранятся в течение месяца.

    На
конференции выступил также доцент Ростовского государственного университета путей
сообщения Леонид Риполь-Сарагоси. Он представил собственную научную разработку
— жалюзийный сепаратор, предназначенный для усиления влагоосаждающих свойств
главного резервуара тягового агрегата.

    О
значимости конференции для ВГОКа рассказал заместитель главного инженера ПЖТ по
развитию Эдуард Носков:

    —
В настоящее время мы эксплуатируем от 8 до 11 электровозов, в зависимости от
сезона. Это электровозы EL-21 производства ГДР, к которым уже давно не
выпускаются запчасти. Ремонты проводятся при помощи аналогичных деталей от
российских локомотивов либо восстановленных запчастей, бывших в эксплуатации.
На конференции мы увидели принципиально новый подход к оборудованию
электровоза. Специалисты фирмы «ПромЭлКом» полностью ушли от старых контактных
систем управления и электроснабжения. Они предлагают практически стопроцентную
замену основных агрегатов и узлов электровоза на современную бесконтактную
элементную базу. Итог — более надежный и безопасный в эксплуатации локомотив,
который не позволит машинисту выполнить неправильные действия. Образно говоря,
мы получаем электровоз, подобный автомобилю с автоматической коробкой передач.
Для нас это чрезвычайно актуальная информация. 20 мая прошло заседание
управляющего комитета по вопросам

повышения эффективности работы ВГОКа, на
котором было предложено рассмотреть возможность модернизации локомотивов. В настоящее
время специалисты производят расчеты затрат, которые несет предприятие железнодорожного
транспорта на содержание электровозов. В дальнейшем мы будем

оценивать целесообразность проведения модернизации.
Что касается предложения Ростовского госуниверситета, оно также нас заинтересовало.
Ежегодно в зимнее время мы сталкиваемся с проблемой кантовки думпкаров, которая
возникает в связи с перемерзанием кантовочных систем. Скорее всего, попытаемся
уже в этом году модернизировать один — два электровоза.

Елена Пешкова

Фото автора