Иногда о солдатах Великой Отечественной, их ратной
службе и подвигах мы узнаем довольно неожиданно. Они уже не числятся на учете в
ветеранских организациях, потому что ушли из жизни, и кажется, что даже
сотрудники музейно-мемориальных комплексов не совсем в курсе их боевого пути.
Но эти люди живут в сердцах своих родных, которые хотят, чтобы подвиг их отцов
и дедов не был забыт.
К
нам в редакцию пришла Раиса Анатольевна Елисеева. Пришла с просьбой помянуть на
страницах
газеты ее отца Анатолия Михайловича
Захарова, который умер 11 лет назад, 26 мая 2003 года. Он длительное время
трудился на ВГОКе, был слесарем пятого разряда по ремонту агломерационного
оборудования, состоял в КПСС, являлся членом цехового партийного бюро на
Лебяжке, активно занимался общественной работой.
Но
он еще и воевал. Да как воевал! Раиса Анатольевна захватила с собой список
боевых наград отца, которые после его смерти семья сдала в мемориальный комплекс
НТМК. Список весьма внушительный: ордена Красной Звезды и Отечественной войны второй
степени, медали «За отвагу», «За освобождение Праги», «За освобождение
Берлина». Кроме того, значки «Гвардия СССР» и «Нормандия — Неман». Те, кто
понимает в солдатских наградах, это
оценят.
Мы
попросили Раису Анатольевну подробнее рассказать о боевом пути отца, но она
ответила: «Прошел всю войну, был механиком самолетов». Однако тут же добавила,
что биографию Анатолия Михайловича Захарова тщательно изучала его внучка и ее
дочь Алена Николаевна Булатова. Она живет в Екатеринбурге
и работает в одном из российских банков.
Мы связались с Аленой, и она предоставила нам приказы
и сопроводительные документы о награждениях,
свои записи и даже школьное сочинение о деде.
Анатолий
Михайлович Захаров родился в 1918 году в Ярославской области. Как большинство подростков
из сельской местности, рано начал трудиться на колхозных полях. В армию его
призвали еще до начала войны, в 1938 году. Он прошел курсы авиамехаников и служил
в различных авиасоединениях, входивших во время войны в состав Воронежского и
Второго Украинского фронтов.
Медаль
«За отвагу» Анатолий Захаров получил после окончания наступательной операции советских
войск на Белгородском направлении в мае — июле 1943 года. В приказе о
награждении говорится, что он не допустил ни одного срыва боевых вылетов, в
военно-полевых условиях провел десятки сложнейших ремонтов, проявляя мужество и
отвагу под артобстрелами и бомбежками противника, выпускал самолеты на боевые
задания по пять — шесть раз в день. Есть даже описание одного конкретного
случая из боевых
будней авиамеханика Захарова. Самолет,
который он обслуживал, пришел с боевого задания с пробитой плоскостью,
бензобаком и маслорадиатором. Анатолий Захаров работал всю ночь, и к утру его
самолет был полностью готов к заданию. Всего его самолеты совершили в тот
период 137 боевых вылетов и сбили 12 самолетов противника.
Он
знал назубок все типы самолетов военного времени. И неслучайно Анатолий Захаров
оказался в числе тех механиков, кому было доверено обслуживание боевых машин
знаменитой французской эскадрильи «Нормандия — Неман», воевавшей вместе с
советскими летчиками. После войны французские однополчане приглашали его в
Париж на празднование юбилейных дат эскадрильи. Бывал фронтовик и в Праге, Берлине
и других европейских городах, в освобождении которых принимал участие.
Опытный
и грамотный авиаспециалист — такие определения употребило командование в другом
приказе — о награждении гвардии старшины Анатолия Захарова орденом Красной
Звезды. Он получил эту награду после операций по расширению плацдарма за рекой Одер
и взятию Берлина. И снова — десятки сложных и срочных ремонтов, его самолет
делал по три — четыре вылета в день, а всего 145 боевых вылетов без единого
отказа. Вот конкретный эпизод. Летчик, участвуя в воздушном бою, выработал все
горючее, пытался дотянуть до аэродрома базирования, но не смог этого сделать и
совершил вынужденную посадку прямо в поле. Машина, естественно, получила
значительные повреждения. Ее нашли и приволокли на аэродром. Казалось, самолет
нужно списывать, но Анатолий Захаров сумел восстановить его буквально
за пару дней и добился, говорится в
приказе, «полной выработки ресурса своего мотора». А за этим, за полной
выработкой ресурса, в военное время следили строго, и при отрицательном
результате наказание могло быть очень суровым.
Но
у Анатолия Михайловича Захарова таких взысканий не было, наоборот, сразу после
окончания войны его наградили медалями «За освобождение Праги» и «За освобождение
Берлина».
Такова
боевая история героя, которую по крупицам из разрозненных фактов сложила в
единое целое его внучка Алена Булатова, история, которой гордятся в ее семье и
обязательно передадут детям.
Владимир Плотников
Фото из семейного
архива Елисеевых
Comments by ВГ