5 марта в управлении комбината состоялось очередное
заседание Управляющего комитета (УК) по проекту «Повышение операционной
эффективности и увеличение производительности труда» при участии сотрудников
комбината, консультантов PwC и представителей НПРО «Урал»
О
его работе мы попросили рассказать директора по операционным улучшениям Юрия Молокова.
Он сообщил следующее: «Основными задачами Управляющего комитета являлись:
— Оценка эффективности реализации проекта за
отчетный период как в целом, так и по восьми утвержденным направлениям;
— Согласование инициатив, разработанных
рабочими группами.
На отчетном заседании УК было представлено
на согласование 12 инициатив, требующих дополнительного финансирования, по
следующим направлениям:
«Снижение
затрат на железнодорожные перевозки», «Устранение «узкого места» ВОЦ»,
«Снижение затрат на материалы», PwC «Оптимизация численности». Все мероприятия
были утверждены управляющим комитетом.
Три мероприятия, предложенные рабочей
группой «Снижение затрат на материалы» с суммой затрат на реализацию 0,5 млн. руб.
и годовым эффектом от внедрения 8,4 млн. руб., будут реализовываться за счет
средств бюджета комбината. Мероприятия рабочих групп «Снижение затрат на
железнодорожные перевозки», «Устранение «узкого места» ВОЦ» с общей суммой
затрат на реализацию 8,3 млн. руб. и годовым эффектом от внедрения 16,7 млн.
руб. будут профинансированы и реализованы уже в 2014 году
с
привлечением дополнительных средств на комбинат.
Четыре мероприятия, разработанные
консультантами PwC, будут также выполнены за счет дополнительного
финансирования. Одно из мероприятий, «Установка маневровой лебедки на пути № 47» с
затратами на реализацию 0,8 млн. руб. и годовым эффектом от внедрения 5,3 млн.
руб., будет реализовано
в кратчайшие сроки. Остальные три мероприятия, связанные с автоматизацией
переездов ПЖТ, после уточнения затрат и проведения тендерных процедур будут
реализованы в течение года».
Перед
рабочими группами стоит сложная задача по выявлению коренных причин, мешающих
росту эффективности производственного процесса,
определению «болевых» точек и разработке мероприятий по их устранению. Как, за счет чего добиться
желаемого результата? Какие реализовать мероприятия? На эти конкретные вопросы и должны
ответить профессионалы-практики. Сегодня мы знакомим читателей с деятельностью
двух рабочих групп, работающих по темам «Устранение «узкого места» ВОЦ» и
«Снижение затрат на железнодорожные перевозки». Первую возглавляет начальник
технического управления — заместитель главного инженера Р. А. Гельбинг, вторую
— начальник коммерческого управления С. Н. Дурнев. Лидерами направлений в
группах являются главный обогатитель О. В. Шабалин и заместитель главного
инженера ПЖТ Э. А. Носков. Они дали интервью нашим корреспондентам.
Олег
Шабалин: «Необходимо увеличить производственные мощности ВОЦ на 33 процента»
Конечная цель, которую необходимо достичь нашей рабочей группе — вывести
ВОЦ на производственную мощность 1800 тысяч тонн концентрата в год c текущего
производства 1350 тысяч тонн, которые выдали за 2013 год. Увеличение немалое —
на 33 процента. Выпущен соответствующий приказ Генерального директора об
утверждении состава рабочей группы, составлен график работ на весь период
реализации проекта. В состав рабочей группы кроме управленцев вошли представители
цеха: главный инженер С. В. Скорняков, заместитель начальника цеха по
оборудованию Д. В. Ромашин, персонал участка мокрого обогащения — А. Ю. Бирюков, В. К.
Охотников — и персонал участка дробления — А. И. Конышков, В. В. Кузнецов.
На первом этапе мы разрабатываем мероприятия по устранению факторов,
которые мешают выполнить программу 2014 года — 1560 тысяч тонн. В 2016-ом
планируем вывести производство на 1800 тысяч тонн. Разработано уже 10 мероприятий,
два из них требуют серьезных капитальных вложений, остальные — организационного
и технического порядка. Из десяти три мероприятия уже утверждены управляющим
комитетом.
Первое из них должно привести к снижению потерь железа в хвостах сухой
магнитной сепарации на 0,3 процента. Дело в том, что на участок дробления
поступает сырье с двух шахт, открытых разработок и обогащенный промпродукт с
шахты «Южная». Прямая подача отсутствует, и промпродукт шахты «Южная»
пропускают через всю цепочку дробления и обогащения. Перекрывается выделение
хвостов СМС с помощью резиновых фартуков, при этом барабаны сепараторов
вращаются. После того, как с Южной промпродукт пройдет, фартуки убираются, и
начинается обогащение руды с шахтной и открытой добычи. В бункерах смешивается
промпродукт шахты «Южная» с необогащенной рудой, и когда начинается обогащение
руд, промпродукт «улетает» в хвосты СМС. Потери концентрата ММС — порядка 2990
тонн.
Наши предложения: провести монтажные работы по установке обводных желобов
для прохождения промпродукта, минуя сухую сепарацию. Требуется вложить 300 тысяч
рублей, но они окупаются за один месяц. Кроме того, получается экономический
эффект от того, что останавливаются барабаны на время пропуска промпродукта. Гораздо
больший эффект был бы, без сомнения, если бы для прохождения промпродукта
существовала отдельная линия. И такой проект есть, но он будет рассмотрен при
формировании следующих мероприятий.
Второе мероприятие из уже утвержденных направлено на увеличение
эффективности классификации гидроциклонов. Все они установлены последовательно
друг за другом, и в то время, как на первые три идет повышенная нагрузка,
последующие два недогружены. Из-за этого снижается выход концентрата.
Эффективность гидроциклонов повысится, если разделить питание по системе «3+2». Это позволит
получить дополнительно 616 тонн концентрата, а проведенные мероприятия окупятся
в течение 10 месяцев.
Кстати, это мероприятие было предложено Владимиром Охотниковым. Он —
участник обучения в школе главного обогатителя в 2012 году, по итогам которого
разработал презентацию по эффективности гидроциклонов. Она и легла в основу нашего проекта.
Третье
мероприятие рабочей группы касается такой важной темы, как управление качеством
концентрата ММС за счет внедрения барабанов сепараторов с регулируемой
магнитной системой. Проблема в том, что магнитные системы не регулируются и
находятся в постоянном состоянии — 1200 эрстед. При изменении качества
концентрата технологам приходится регулировать технологию за счет нагрузки и
расхода воды на измельчение. Процесс длительный, и все равно он не приводит к
желаемым результатам. По итогам 2013 года качество концентрата на 0,18 процента
выше, но за этот замечательный результат клиент больше не заплатит, ему
достаточно того, что оговорено договором. Потенциальная упущенная выгода — 3,5 тысячи
тонн концентрата в год. Внедрение регулирования магнитных систем позволит
изменять магнитное поле от 100 до 2000 эрстед. Делается это просто: нажимается кнопка
на пульте управления, и оперативно меняется качество концентрата в соответствии
с планом.
Эдуард
Носков: «Главное — сократить простои»
ПЖТ
не относится к группе основных цехов. Оно не производит продукцию, по сути
дела, это затратный механизм. Однако, если лихорадит такое
огромное подразделение, как ПЖТ, то это неизбежно и мгновенно сказывается на деятельности всего комбината.
Январские и февральские простои вагонов это наглядно продемонстрировали — отгрузка продукции
шла нестабильно, ВГОК недополучил прибыль. Поэтому снижение затрат ПЖТ — важнейшая
составляющая общего проекта повышения операционной эффективности комбината.
Мы
разрабатываем программы по трем направлениям, которые тесно связаны между
собой, — снижение внутренних затрат на железнодорожный транспорт, сокращение простоев
вагонов, что позволит не только больше отгружать продукции, но и легче,
оперативнее работать на путях, так как они не будут заставлены вагонами, и
третье — отправка продукции ВГОК маршрутами (составами) по 65 вагонов. Это требование РЖД, его выполнение дает
скидку на тарифы от стоимости перевозки до 10 процентов. Нет маршрута из 65
вагонов — нет скидки.
По
этим трем направлениям мы предложили 28 инициатив. Две из них оформлены в
мероприятия и утверждены на заседании Управляющего комитета.
Итак,
первое мероприятие — открытие на нашей территории пункта подготовки вагонов
собственником, то есть компанией «Нефтетранссервис». Ее
пункт функционирует на станции Гора Высокая с февраля. А в марте он уже вышел на плановые
задания, ремонтируя в сутки 10 вагонов. Кстати, должен заметить, что и количество бракуемых вагонов стало
меньше. В ЛАЦе наконец‑то стали осознавать, что
какую‑то мелочь легче подлатать
самим, но быстрее отгрузить продукцию. Ведь это деньги для комбината, в том числе и на заработную плату. Что касается
пункта подготовки вагонов, то он должен принести нам около 3 млн. рублей дохода в год, ведь мы передали
Нефтетранссервису в аренду пути, да и подача вагонов тоже оплачивается.
Второе
мероприятие, к которому мы пока не приступили, — реконструкция железнодорожного
пути № 38 на станции Погрузочная. Она обслуживает
Лебяжинский аглоцех. Путь № 38
существует давно. Но проект его строительства был некачественный
— там большой уклон и слишком крутые кривые маленького радиуса, из‑за чего подвижной состав
часто сходил с рельсов. Поэтому мы перестали этот путь эксплуатировать. Однако именно он позволяет
наиболее оперативно подавать вагоны на вагоноопрокидыватели и в гаражи
размораживания. Его необходимо срочно реконструировать — немного уменьшить
уклон и выправить кривые. Затраты не такие уж и большие — около 2 млн. рублей:
нужен новый стрелочный перевод, новые шпалы, небольшая переделка контактной
сети, а рельсы используем старые. Сейчас идет проектирование работ. К осени все
построим. Срок окупаемости мероприятия — 1,5 года.
«Сегодня можно смело сказать, что в рамках
проекта «Повышение операционной эффективности и увеличение производительности
труда» у нас появилась хорошая возможность реализовать новые идеи, привлечь
инвестиции на комбинат, улучшить технологический процесс и устранить потери. И
эту возможность надо максимально использовать», — сказал Юрий Молоков.
Подготовили
Ирина Семенова
Comments by ВГ