Ситуацию на ВГОКе с бракованными вагонами
комментирует заместитель главного инженера ПЖТ ВГОК Эдуард Носков.
– Эдуард Анатольевич, практически ни один
селекторный рапорт не обходится без жалоб на неисправность вагонов – некуда
отгружать готовую продукцию. Руководители подразделений высказывают претензии к
железнодорожникам по этому поводу. Насколько справедливы эти претензии к ПЖТ?
– Да, претензии, что ПЖТ поставляет неисправные вагоны, иногда
высказывают, но, думаю, что и руководители подразделений, и мастера хорошо
знают истинное положение дел. Объясню, чтобы всем было понятно.
Своих вагонов для отгрузки продукции и отправки ее потребителю ВГОК не
имеет. Мы сотрудничаем
с компанией «Нефтетранссервис». Именно она
поставляет нам вагоны.
После того, как происходит выгрузка у получателя груза, сотрудники РЖД
осматривают вагоны. Но определяют только их техническую исправность. А вот
собственник вагоны не осматривает, хотя при выгрузке вполне могут возникнуть
повреждения кузова, которые на безопасность движения не влияют, но грузить
потом в них сыпучую продукцию уже нельзя. Не принять вагоны от РЖД мы не можем,
потому что они поступают к нам по нашей же заявке и указанию владельца вагонов.
А так называемую коммерческую неисправность, то есть трещины, пробоины, дыры в
кузове, выявляют уже на фронте отгрузки. Это делают мастера участков,
аттестованные на РЖД как лица, имеющие право подписи в документах на отправку
груза на пути общего пользования. Они отвечают
за то, что груз в целости и сохранности дойдет до получателя.
– Можно ли как-то подлатать вагоны тут же,
на ходу, чтобы отгрузка продолжалась?
– Если повреждения небольшие, то не только
можно, но и нужно. С помощью подручных средств – ветоши, досок, фанеры, картона,
рубероида. И это никакая не партизанщина, а вполне регламентированные работы. В
ГОСТе прямо записано, что грузоотправитель производит подготовку вагонов под
грузоперевозку. Но бывают такие дефекты, которые на ходу устранить невозможно.
Тогда вагоны бракуются. Мы их накапливаем на нашей станции Площадка и
отправляем на РЖД.
– Сколько вагонов было забраковано в
декабре?
– 713 из полученных 3307.
– Это пятая часть, довольно много. Но если
у «Нефтетранссервиса» такие плохие вагоны, может быть, есть смысл поменять
поставщика?
–
Во-первых, не факт, что у нового поставщика вагоны будут лучше. Парк по всей
стране довольно сильно изношен. Во-вторых, не так просто найти компанию с таким
же огромным парком вагонов – только нам «Нефтетранссервис» поставляет, как я
сказал, 3000 вагонов ежемесячно. И наконец, эта компания связана договорными
обязательствами с покупателями нашей продукции, которые, собственно, предоставляют
свои вагоны, а «Нефтетранссервис» использует их в длинных логистических
цепочках.
– В чем же тогда выход?
–
Мы ведем работу с «Нефте- транссервисом». Первое, о чем договорились – мы будем
регулярно с представителями этой компании в Нижнем
Тагиле проводить приемку вагонов на нашей станции Площадка. Не каждый день, конечно, но
периодически, чтобы они видели, в каком состоянии приходят вагоны, и что мы не забраковываем что-то
лишнее.
Второе.
Мы договорились, что в ближайшей перспективе «Нефтетранссервис» будет
поставлять нам вагоны, которым не более 10 лет.
И
третье. В феврале запускаем на территории ВГОКа пункт подготовки вагонов. Это
будет представительство «Нефтетранссервиса». Производить подготовку вагонов под
погрузку будут работники этой компании. Мы будем только ставить вагоны к ним на
путь, а они будут их готовить. Правда, здесь нужно учесть, что путь, который мы им
выделяем, рассчитан на 300 вагонов, а мы бракуем по 700 в месяц. В цехах тоже
должно возрасти осознание того, что «вылечить» на фронте отгрузки можно гораздо
больше «больных» вагонов. Я понимаю, это огромная ответственность, не хватает
кадров, но только продукция, отправленная потребителям, приносит ВГОКу деньги. Все
остальное – перевозка воздуха и трата ресурсов.
Владимир Плотников
Comments by ВГ