Впервые за всю историю цеха пути одному из его работников – водителю дрезины ДГКУ Владимиру Середе – присвоено звание «Почетный высокогорец».

Родом Владимир Николаевич из небольшого поселка Новоасбест. Живописный населенный пункт, окруженный сосновым лесом. На его территории находилось месторождение голубого асбеста, которое местный АГОК отрабатывал более 50 лет. С работой в Новоасбесте проблем не было, но поселковая молодежь всегда с интересом смотрела в сторону города. Не стал исключением и Владимир:

– В начале 1980-х я окончил техническое училище № 104, получил профессию электрогазосварщика и устроился работать на НТМК. Оттуда и на срочную службу призывался. Служил в Кировской области в ракетных войсках стратегического назначения. Я был связистом на машине связи, старшим расчета. Приходилось иметь дело с интересной техникой, и ответственность, конечно, была высокой.

Демобилизовался Владимир Середа в 1988 году и после службы в войсках ядерного сдерживания по жестокой иронии судьбы устроился работать в кооператив, который занимался ликвидацией танков.

– Кооператив «Сталь» был открыт при НТМК, и платили там очень хорошо. В то время на волне перестройки началось разоружение, и танки пошли в утиль. Мы резали совершенно новые машины и грузили металл в вагоны. Потом кооперативы начали повсеместно закрывать, и тесть предложил мне обратить внимание на ВГОК. Открытой оказалась вакансия электрогазосварщика в цехе пути, то есть я по чистой случайности связал свою жизнь с железной дорогой.

С тех пор прошло 32 года. За это время Владимир Николаевич приобрел еще две профессии – машиниста крана и водителя дрезины, последняя стала для него основной. А кроме того, уже долгие годы он является инструктором производственного обучения.

– К примеру, на данный момент в цехе работают еще два водителя дрезины – Виктор Коновалов и Андрей Моторин, оба они перенимали опыт и учились у Владимира Николаевича, – отмечает начальник цеха пути Павел Карманов. – Отличные ребята, которые, как и Владимир Середа, не только водят дрезины, но и сами обслуживают и ремонтируют их, не только знают эти машины конструктивно, но и чувствуют их. Они все общаются между собой, делятся опытом, дают друг другу профессиональные советы, и я считаю такой подход очень ценным для работы.

Свою дрезину Владимир Николаевич изучил досконально: проработал на ней более 30 лет и дважды занимался ее реанимацией.

– В 1990-х годах мы с напарником сами собрали эту машину, – вспоминает Владимир Середа. – Дрезина была сломана так, что ремонту уже не подлежала. Нам привезли новую раму, на которую мы переставили все агрегаты, вплоть до колес и трансформатора. Это была большая работа.

А около восьми лет назад Владимир Николаевич спас свою старенькую машину от полного выгорания во время короткого замыкания.

– Володя и один из монтеров пути поехали для проверки железнодорожного перегона на базисный склад, и там, в лесу, произошло возгорание в кабине, – рассказывает Павел Карманов. – Повезло, что на улице тогда лежал снег, потому что огнетушитель расходуется быстро и не всегда спасает. А вот снегом, которым ребята закидывали огонь, возгорание удалось ликвидировать. Позже Владимир Середа и его напарник полностью разобрали кабину и занимались восстановлением машины. А крановую установку сколько раз реанимировали! Колеса тоже регулярно самостоятельно меняют, а это – очень серьезная и непростая работа. Техника старая, поэтому ремонты идут постоянно. И Владимир Николаевич со слесарной работой справляется на «отлично». И конечно, мы очень ценим его как электрогазосварщика. Причем в данном случае его профессионализм проявляется не столько в стандартной работе, которую способны выполнять многие, сколько в особом мастерстве производить эти работы безопасно. Такое умение особенно важно при ликвидации последствий схода подвижных составов, здесь без понимания законов физики не обойтись. А у Владимира – голова ясная, он нередко предлагает оптимальные варианты решения очень непростых задач, облегчая нам всем работу.

Да и вне работы Владимир Середа – прекрасный пример для более молодых коллег: невозмутимый, хозяйственный, отличный семьянин и спортсмен. Когда-то профессионально занимался тяжелой атлетикой, а в последние годы увлекся горными лыжами:

– Это сын нас с женой на лыжи поставил, – улыбается Владимир Николаевич. – Мы начали возить его на Долгую, на индивидуальные тренировки. А сами, пока ждали, мерзли. Тренер нам и предложил: «Покатайтесь тоже». И мы с женой буквально сразу освоили горные лыжи. Теперь всей семьей регулярно ездим на Белую – за приятными эмоциями и здоровьем. А летом стараемся путешествовать на машине.

– Мы очень горды, что наш работник удостоен высокого звания «Почетный высокогорец», но радоваться особо некогда, – заключает начальник цеха пути. – Работа не ждет. Дрезина Агломерационного района находится в неисправном состоянии, поэтому вся нагрузка по обеспечению ремонтных работ ложится на дрезину Обогатительного района, на которой как раз и работает Владимир Середа. Если он не успеет выполнить все ежесменные задания, начнется срыв графика работ, а это недопустимо. Поэтому от Владимира Николаевича сегодня многое зависит. ВГОК продолжает работать благодаря именно таким специалистам.

Юлия Григорьева.

Фото автора.