В 18 блоке горизонта минус 240 метра шахты «Южная» 16 сентября состоялся специальный массовый взрыв. Нашему корреспонденту удалось побывать на шахте в период подготовки к нему.

В клети

Подготовка к специальному массовому взрыву – задача непростая, требующая времени и скоординированных усилий всего коллектива. Добычные работы на это время приостанавливаются, поэтому чаще всего параллельно ведутся ремонтные работы. В этот раз во время подготовки к взрыву на шахте провели замену стрелочного перевода на минус 240-м, ремонт вагоноопрокидывателя на горизонте минус 160, а главное – капитальный ремонт щековой дробилки на минус 333 метре. Туда я и направляюсь в сопровождении главного инженера «Южной» Владилена Аксенова. Разговор начинаем еще в клети.

– Несмотря на то, что план в этом месяце снижен до 83 780 тонн, сентябрь у нас очень напряженный, – подчеркивает Владилен Владимирович. – Мы постарались отработать первые дни месяца ударно, чтобы зайти на ремонт без долгов. Это получилось. Ремонт щековой дробилки предстоит серьезный – растянется на 11 суток. И, конечно, специальный массовый взрыв и проведенные ремонты, а попутно мы приводим в порядок железнодорожные пути и все ремонтопригодные вагонетки, – это задел на будущее, который даст возможность шахте безаварийно работать и сохранять необходимые объемы добычи.

Оба важнейших мероприятия были запланированы еще на август, но перенесены в ожидании закупа взрывчатых материалов и достаточно дорогостоящих комплектующих для ремонта дробилки. И вот шахтеры дождались.

На минус 333 метре

У щековой дробилки многолюдно. Тут и сборная бригада, состоящая в основном из работников участка крепежно-монтажных работ, участка ВШТ и проходчиков, и главный специалист отдела главного механика Владислав Бектяшев, и маркшейдер «Южной» Ирина Дрягилева. Последние двое решают непростую задачу – дробилку необходимо выставить по уровню для заливки нового фундамента.

Собственно в этом и заключается суть ремонта: заливка нового фундамента, частичная замена анкерного крепления и ремонт футеровки подземного бункера.

– Самое сложное в производстве этого ремонта – поднять дробилку, – комментирует главный механик «Южной» Андрей Басов. – Она весит 120 тонн, а грузоподъемность кранового оборудования здесь – 32 тонны. Этой грузоподъемности было достаточно, чтобы смонтировать дробилку, которая поступала по частям, но поднять ее целиком не получится, поэтому мы использовали домкраты. Все участники ремонта – молодцы. Каждый понимает, что без этой дробилки шахте не справиться с производственными задачами.

– Мы впервые проводим такой капитальный ремонт на щековой дробилке, – рассказывает проходчик Валерий Кузнецов. – И поднимать ее нам тоже не приходилось. Один домкрат даже «погиб в этом бою», но нас выручил ЛАЦ. Привезли оттуда другие домкраты, и дело сдвинулось с места. Пришлось, конечно, помозговать, как это сделать. Поднять – подняли, но расслабляться рано, теперь надо ее выставить по уровню, восстановить анкерное крепление и забетонировать. Впереди еще много сложностей.

На минус 160 метре

На горизонте минус 160 метра идет еще один ремонт, тоже, кстати, с элементами капитального. Здесь приводят в порядок многострадальный вагоноопрокидыватель. Производством работ командует электромеханик участка ВШТ Дмитрий Шашов.

Дмитрий Шашов.
Дмитрий Шашов.

– Ремонтируем металлоконструкции вагоноопрокидывателя, усиливаем его, развариваем, – объясняет он. – Получили металл для восстановления упоров, для удержания вагонеток в период разгрузки, то есть сможем полноценно отремонтировать ротор вагоноопрокида. Износ оборудования был высокий, к тому же и срок эксплуатации вагоноопрокидывателя – очень серьезный: с начала запуска самого горизонта.

А горизонт минус 160 метра вступил в строй в далеком 1980 году, то есть вагоноопрокидыватель находится в постоянной работе уже более 40 лет, по словам Дмитрия Шашова, без единого капитального ремонта.

– Вагоноопрокидыватель у нас – долгожитель, не сдается, но особого уважения заслуживают те работники, которые сохранили это оборудование, своевременно приводят его в порядок и поддерживают в работоспособном состоянии, – считает главный инженер шахты.

Ремонт металлоконструкций всегда подразумевает большой объем огневых и сварочных работ. А сварщиков во всех подразделениях не хватает. Впрочем, дефицит кадров частично восполняется: сегодня в смене электрогазосварщик Александр Точилов, который работает на «Южной» всего один месяц.

– Мне здесь нравится, – улыбается он. – Правда, нравится. Главное, чтобы электроды и кислород вовремя поступали, и работать можно.

– Кстати Александр к нам устроился, очень пригодился, – считает Дмитрий Шашов. – А во второй смене работают наши опытные специалисты – Дмитрий Мальцев и Сергей Овчинников. Стараемся беречь таких работников. Все ремонты на их плечи ложатся.

На минус 240 метре

Дальше наш путь лежит на горизонт минус 240 метра, где благодаря усилиям сборной всех подземных участков полным ходом идет подготовка к специальному массовому взрыву. Впрочем, подготовка эта начинается задолго до самого взрыва – в течение полутора лет буровики готовили скважины – порядка 1800 единиц общей длиной 30 000 метров, затем проходчики занимались подготовкой дучек, крепильщики – креплением выработок и строительством полков для приемки руды. И вот, наконец, добрались до зарядки и непосредственно взрыва.

Жизнь на горизонте шумит. Одни шахтеры выдают на поверхность вагоны для загрузки в них взрывчатых веществ, другие транспортируют неисправную зарядную машину в камеру отстоя зарядной техники, третьи – подают в скважины по зарядному трубопроводу взрывчатые вещества.

Встречаю здесь и давнего знакомого – взрывника с седьмого участка Григория Симонова. Григорий регулярно отстаивает честь «Южной» на спортивных соревнованиях ВГОКа, а вот в рабочей спецовке вижу его впервые. Сегодня он выполняет обязанности оператора зарядной машины.

– Все отлично, взрывчатка поступает, идем по плану, – как всегда широко и обаятельно улыбается взрывник.

– Заряжание мы производим на трех горизонтах – минус 180, 205 и 228, масса заряда составила 173 000 килограммов, – констатирует Владилен Аксенов. – Взрыв должны провести по графику – 16 сентября. Затем проветривание горных выработок и приведение их в безопасное состояние. К добыче приступаем 18 сентября в ночную смену. Благодаря этому взрыву мы планируем отбить 420 000 тонн горной массы с прогнозируемым содержанием железа 19,8 процента. Далее будем расходовать это сырье порядка 10 месяцев совместно с горной массой, добываемой из 17 блока, чтобы протянуть до момента ввода в эксплуатацию блока № 16. Запланировано это мероприятие на май 2024 года. До этого времени постараемся удержаться на ежемесячном объеме добычи порядка 110 000-120 000 тонн.

Взрыв на «Южной» состоялся, ремонтные работы завершены. С 18 сентября шахта работает в штатном режиме, и, как всегда, нацелена на выполнение плана.

Юлия Григорьева.
Фото автора.