Торжественное открытие выставки произведений тагильского художника Геннадия Горелова, приуроченной к 85-летию со дня рождения мастера, состоялось 10 марта в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. Девять картин для этой экспозиции предоставил музей ВГОКа.

Художники, собравшиеся на открытии выставки, оценили ее как важнейшее событие в культурной жизни города.

– В таком большом объеме мы впервые представляем работы Геннадия Горелова, – отметила директор НТМИИ Марина Агеева. – Он очень не любил персональные выставки и выставлялся только с друзьями, либо на городских выставках. Но в этом году к юбилею значимого художника мы решили собрать его работы, и нам это удалось. Родился Геннадий Горелов в 1938 году в Копейске, в 30 лет перебрался в Нижний Тагил. Поступил в созданное сразу после войны Уральское художественно-промышленное училище, которое затем переименовали в Уральское училище прикладного искусства. Оно по-настоящему гремело в то время. После окончания училища Геннадий Горелов отдал училищу еще 10 лет в качестве преподавателя. Основную часть своей жизни он провел в Нижнем Тагиле. В коллекции музея сегодня хранится 15 работ Геннадия Александровича. Но для полноценной выставки этого было бы недостаточно, поэтому мы очень благодарны Высокогорскому горно-обогатительному комбинату, у которого есть музей, и в коллекции этого музея хранятся работы Геннадия Горелова, выполненные, в том числе, в 1962-1963 годах. Кроме того, несколько работ были предоставлены для выставки частными коллекционерами. Геннадий Александрович давно ушел от нас – в 2009 году, но для нижнетагильской организации Союза художников он навсегда останется важным и интересным художником, а эта выставка позволит еще лучше узнать его творчество.

На ВГОКе тоже есть человек, который прекрасно помнит Геннадия Горелова. О своем знакомстве с художником для читателей «ВГ» рассказала главный специалист по социальным программам Ольга Машанова:

– Я познакомилась с Геннадием Александровичем в начале 1990-х. В то время я работала художником-оформителем на стадионе «Высокогорец» и попутно должна была заниматься оформлением других объектов спортивно-оздоровительного комплекса ВГОКа. В него в то время входили стадион «Высокогорец», спортивный клуб «Дружба», спортивный корт в центре города, лодочная станция, трамплины и пансионат «Аист». Нина Петровна Горелова – жена Геннадия Александровича – работала заведующей клубом «Дружба». Там как раз сделали ремонт, и мне нужно было обновить оформление. Геннадий Горелов увидел мою работу и захотел познакомиться. Меня пригласили в гости, где мы общались в тесном семейном кругу. А общаться с Геннадием Александровичем всегда было легко и интересно. Это был очень разносторонний человек. Он знал много романсов, любил петь, и голос у него был очень красивый. Рассказывал неиссякаемые истории о своих поездках по России, а объездил он практически всю страну. Художником тоже был разноплановым – работал в самых разных техниках. Позже, когда Геннадий Горелов получил заказ от городского спорткомитета на изготовление макета проекта роллерно-лыжной трассы, он пригласил меня поучаствовать в этой работе. Кропотливая дизайнерская работа требовала не только художественных навыков, но и тщательных расчетов по масштабированию. Мы работали над этим макетом в течение месяца в мастерской Геннадия Александровича, которая находилась на Лебяжке. Когда я попала в эту студию впервые, то была просто поражена: чего там только не было, и как там было интересно! Картины стояли по всей мастерской: законченные, незаконченные, эскизы! Писал он в основном пейзажи, но были и натюрморты, и портреты. Проект, видимо, так и не был защищен, а роллерно-лыжная трасса не была построена, но мы свою часть работы выполнили. Макет был выставлен, а время за его созданием пролетело незаметно и насыщенно. Геннадий Александрович рассказывал массу интересных вещей, в том числе о художественном творчестве, различных техниках, даже о реставрации икон, которой он тоже занимался. Наша дружба продолжилась и в последующие годы, и я считаю Геннадия Горелова одним из своих учителей.

Впрочем, и после смерти у Горелова остаются ученики. Во всяком случае, молодой тагильский художник Кирилл Гузенко, с восторгом разглядывающий картины, утверждает, что учится у мастера:

– Это какие-то декоративные, очень самобытные работы! Тоже хочу подобное попробовать. Из этих картин проглядывает настоящий Урал!

Другой тагильский художник Игорь Грищенко уверенно называет Геннадия Горелова мастером:

– Это мастер старого поколения с крепкой профессиональной школой. Он работал в реалистическом плане, но в то же время образная составляющая и нестандартный взгляд на вещи – одни из главных черт его работ. Много картин, изображающих Нижний Тагил, и это – особый взгляд на город. Есть производственные работы, например, «Тагильские шахтеры», написанная по заказу ВГОКа и посвященная шахтерам «Магнетитовой». В то время художникам нередко поступали заказы отражать труд рабочих. Это позволяло художнику жить. Но Геннадий Горелов относился к заказам очень профессионально и заинтересованно. Без этого не сделать качественную работу, которая бы притягивала зрителя. А его работы, несомненно, притягивают. Их хочется разглядывать. Настоящий мастер и очень отзывчивый, доброжелательный был человек.

Выставка работ Геннадия Горелова располагается в трех залах. Продлится она до 9 апреля.

Юлия Григорьева.

Фото автора.