В преддверии новогодних праздников на горизонте минус 240 метра шахты «Южная» состоялся запланированный еще на начало декабря специальный массовый взрыв и прошел серьезный ремонт вагоноопрокидывателя и дозаторного устройства.

Настоящее и будущее

Оба события – долгожданные для подземного участка очистных работ № 1, который обслуживает данный горизонт, поэтому неудивительно, что работа закипела с новой силой.

На горизонт минус 240 метра я спускаюсь 26 декабря – спустя двое суток после взрыва. Горизонт уже успели проветрить и привести выработки в безопасное состояние. Участок № 1 приступил к очистным работам, и шахтеры уже располагают данными об объеме и качестве отбитой рудной массы, которыми и делятся, пока клеть едет вниз:

– В центре 17 блока, на заранее отработанную камеру были взорваны эксплуатационные скважины в окружающих целиках горного массива, – поясняет заместитель главного инженера по буровзрывным работам Дмитрий Черкасов. – В этот раз взрыв прошел удачно, без завалов и разрушений, все полки находятся в сохранности. Мы отбили 181 522 тонны рудной массы с прогнозируемым содержанием железа 18,4 процента. Отработка этого объема будет продолжаться примерно пять месяцев. И объем, и качество не особенно впечатляют, но этого запаса хватит, чтобы успеть подготовить следующий специальный массовый взрыв – в блоке 18 горизонта минус 240 метра. Там эксплуатационные запасы руды в три раза больше, согласно проекту – 530 300 тонн. А прогнозируемое качество достигает 21 процента. Сейчас в блоке 18 идут буровые работы. Как только они будут завершены, приступим к разделке отрезной щели. Эта работа ­запланирована на февраль 2023 года. А летом мы предполагаем приступить к полноценной отработке блока.

То есть блок 18 – это ближайшее будущее горизонта, а 17-й – его настоящее. Не будет преувеличением сказать, что это настоящее и всей шахты. В условиях, когда горизонт минус 160 метра уже практически отработан, а минус 320 метра еще не запущен в работу, основная добыча идет именно с 240 горизонта.

– До взрыва в работе у нас были остатки блока 8 и блока 15 панели 2, – поясняет начальник участка № 1 Александр Добренков. – Причем по блоку 8 в работе всего одна добычная точка. А в блоке 15 сейчас пять добычных точек. Но содержание железа там постоянно падает. От ввода в эксплуатацию блока 17 мы ожидаем увеличения количества добычных точек. Надеемся, что и содержание железа в горной массе немного поднимется. Но главное – мы сможем увеличить объем добычи и справиться с плановыми показателями. А кардинального улучшения ситуации ожидаем после ввода в эксплуатацию блока 18.

Александр Добренков.
Александр Добренков.

Тормозить нельзя

За разговором мы добираемся до откаточного штрека 4, в котором находятся три добычные точки. Навстречу, то и дело останавливаясь, идет груженый горной массой состав. Совсем молодой парень машинист электровоза Федор Бреусов поясняет Добренкову, что один из вагонов «захромал» – несколько раз уже сошел с рельсов, из-за чего в общей сложности потеряли полчаса.

– Разгружай состав и выставляй его, только тормозить работу будет, – предлагает начальник участка.

Вагоны выходят из строя чаще всего из-за состояния подшипников. Пока выставляет вагон в ремонт, машинист электровоза опять же теряет время. Да и состав становится меньше, значит, понадобится дополнительная поездка. А план у участка № 1 такой, что тормозить нельзя, самый высокий план на ВГОКе – порядка 1 300 тонн ежесменно. На январь и того выше – 1 400 тонн. Неудивительно, что Александр Добренков так переживает о состоянии вагонов, взрывных устройств и лебедок.

– Даже отремонтировать полноценно лебедки мы не можем, потому что подшипники пришли только на одну из них, – сообщает он. – Резерва лебедок тоже нет. Если вышла из строя, начинаем ее ремонтировать, а добычные работы за это время уходят в минус. Остальные проблемы решаем в рабочем процессе. Люди прикладывают все силы для выполнения плана, но справиться с ним получается не всегда. Однако настроены мы решительно, потому что от выполнения плана зависят наши зарплаты.

Александр Добренков – молодой начальник участка, на должность заступил совсем недавно. Но по мнению коллег, человек он ответственный и неравнодушный.

Состав уходит, а мы приближаемся к добычным точкам – доставочным ортам № 16 и 17. На одном скреперном полке, пользуясь перерывом, пока не подъехал следующий состав, ведут ремонтные работы. На другом скреперист тоже не теряет времени – выпускает руду из дучки на доставочный орт, чтобы потом оперативно загрузить в вагоны.

Максим Медведев.
Максим Медведев.

Машинист скреперной лебедки Максим Медведев – настоящий молодой богатырь, работает на «Южной» восьмой год:

– Сначала я был каротажником в геологоразведочной службе. Это, конечно, совсем другая профессия. Причем физически она ничуть не легче – скважины приходилось промерять вручную. А зарплата в разы меньше, поэтому и решил обучиться на машиниста скреперной лебедки и на взрывника. Три года уже по этим профессиям работаю. Когда за труд платят – все прекрасно: и настроение хорошее, и работать хочется.

Назревшие ремонты

Добренков остается в блоке 17 проверить выработки, а мы с Черкасовым направляемся на вагоноопрокидыватель. Там как раз идет выгрузка состава.

– Выгруженная в рудоперепуск руда перемещается на горизонт минус 333 метра, где у нас находится дробилка, – поясняет Дмитрий Викторович. – Там руда дробится до состояния, в котором ее необходимо выдавать на поверхность. Затем через подземный бункер дробленая руда опускается на дозаторную камеру, где производится загрузка скипов. И этими скипами руда выдается на поверхность.

Два из перечисленных Черкасовым агрегатов – вагоноопрокидыватель и дозаторное устройство – были отремонтированы, пока шахта готовилась к производству специального массового взрыва.

Когда выгруженный состав удаляется, мы подходим к бортику опрокида. Несмотря на регулярные спуски в шахты, в этот раз мне впервые удалось заглянуть в зев рудоперепуска, глубина которого составляет более 80 метров. Напомню для сравнения, что высота пятиэтажки не превышает 20 метров. Глядя в эту пропасть, трудно поверить, что ее можно заполнить рудой. Однако это делается всякий раз при проведении ремонта на вагоноопрокидывателе для обеспечения безопасных условий работы.

– На заполнение рудоперепуска мы встали с 19 декабря, чтобы была возможность подобраться к ролику, – комментирует главный механик «Южной» Владимир Денисов. – А к ремонту приступили с 21 декабря, завершили его 24-го. Отремонтировали балки и привели в порядок борт вагоноопрокидывателя, заменили крепление тумбы поддерживающего ролика. Параллельно вели ремонт на дозаторном устройстве: произвели замену затворов и цилиндров открывания затворов. Затворы не менялись на дозаторном устройстве 18 лет, поэтому находились в плачевном состоянии. Это вело к постоянным простоям при разгрузке сырья в скип. Но теперь проблема решена. 24 декабря опробовали оборудование после ремонта, а с 25-го возобновилась выдача горной массы. Сейчас оборудование работает без перебоев, в штатном режиме. В ремонте приняли участие ремонтные бригады участка ВШТ № 5, сварщики и крепильщики с подземного участка крепежно-монтажных работ № 4.

Обновление коллектива

Машинист вагоноопрокидывателя, который только что лихо выгрузил состав, оказывается, совсем молодой:

– Я работаю в шахте два с половиной месяца, – говорит Вадим Сазанов. – Меня поставили на вагоноопрокид. Это первая ступень в шахте. Обучили, как управлять этим механизмом. В первые дни он меня очень впечатлял, как и шахта в целом. Никогда до этого на горизонты не спускался, поэтому все было интересно. Сейчас уже привык и к шахте, и к вагоноопрокидывателю. Хочется теперь дальше развиваться – перейти на профессию «Машинист электровоза». Для этого нужно время: если покажу себя в работе, зарекомендую с хорошей стороны, меня отправят на дальнейшее обучение.

Поднимаясь на-гора, в клети вновь встречаем Добренкова и обсуждаем обновление коллектива. Уж не знаю, стечение обстоятельств или закономерность, но в этот раз мне встречались лишь молодые шахтеры.

– Молодежи в последнее время действительно прибавилось, – подтверждает Александр. – Примерно 50 процентов коллектива участка – это молодые люди. Среди них есть те, кто уже имеет опыт работы, и те, кого еще необходимо обучать, а это, конечно, дополнительная нагрузка. Многие молодые, попробовав свои силы в шахте, уходят работать в магазины. Тем ценнее для нас те, кто остается, потому что коллектив должен обновляться, несмотря ни на что. И сейчас это происходит.

Справедливо это и по отношению к инженерно-техническому составу, который также кардинально обновился за последний год: начальник шахты, главный инженер, главный механик, несколько начальников участков и их заместителей. Это, по сути, новый коллектив, нацеленный решать амбициозные задачи, стоящие перед «Южной». Помните устойчивое выражение из советских лет: «Перед молодежью открыты все горизонты»? На «Южной» эта фраза имеет прямое значение.

Юлия Григорьева.

Фото автора.