30 октября – День автомобилиста

В октябре сразу несколько праздников отмечает водитель КамАЗа автоцеха Эдуард Трегуб.

Помимо профессионального – Дня автомобилиста, в этом году у него еще и личный праздник, юбилей – 50 лет. И раз уж так сошлись звезды, Вселенная, видимо, не смогла оставить без внимания человека, вокруг которого – такое скопление знаменательных дат. И преподнесла к юбилею совершенно замечательный сюрприз, о котором наш герой мечтал не один десяток лет.

Речь идет о новом КамАЗе. Так случилось, что новая техника, которую планировалось приобрести для автоцеха еще в августе, была заказана позже и пришла ровно ко дню рождения Эдуарда Борисовича.

– На следующий день в понедельник выхожу на работу, а мне говорят: «Принимай подарок!». Вот уж и правда, настоящий сюрприз получился! – делится впечатлениями наш герой.

Эдуард Борисович – один из корифеев в своей профессии, потомственный автомобилист. В автоцех ВГОКа его привел отец, Борис Александрович Трегуб, который сам отдал подразделению 40 лет жизни – работал в должности водителя ­БелАЗа. Сына Эдуарда с детских лет начал брать с собой на работу – благо, жила семья недалеко от Главного карьера, в своем доме на улице Черных.

– Бывало, соберемся с пацанами из соседних дворов и стоим на дороге, голосуем, – вспоминает Эдуард Борисович. – Нас обязательно подберет кто-нибудь – или отец, или другой водитель – и отвезет на карьер. А там уже нам – раздолье! Отец не просто катал меня в кабине БелАЗа, но и не раз давал порулить. Лет с десяти я уже знал, что эта махина лишь на вид страшна и неприступна, а в управлении довольно проста и маневренна. Так что укрощать этого «зверя» я научился уже будучи подростком.

Так прошло детство Эдуарда – в компании отца и крупногабаритной техники, наводившей ужас на всю округу, и конечно, внушавшей уважение местным пацанам, в глазах которых Эдуард был почти героем, умевшим обуздать автомобильного монстра – БелАЗ! В семье Трегубов тоже имелся личный транспорт – сначала это был мотоцикл, затем – легковой автомобиль. Никто уже тогда не сомневался, что будущее ребенка предопределено: он, как и отец, должен был стать водителем.

Так оно и вышло – после окончания школы Эдуард Трегуб два года отслужил в армии, в воздушно-десантных войсках, в городе Черняховске Калининградской области. А когда вернулся на родину в 1993 году, отец привел его в свой коллектив, в родной автоцех. Несмотря на то, что, окончив 11 классов, Эдуард еще не успел к этому времени получить ни одной профессии, водительские права категории В и С у него уже были – это первое, о чем позаботился потомственный автомобилист. Впоследствии он выучился и сдал также на права категорий Д и Е.

Первые полгода на ВГОКе юноша работал автослесарем. На этом настоял отец, считавший, что негоже сразу садиться за руль, не изучив досконально устройство техники. «Научись сперва гайки крутить, а уж потом полезай в кабину», – эту фразу отца Эдуард Борисович вспоминает до сих пор.

Через полгода ему вверили старенький МАЗ, а в 1997 году – почти новый бортовой КамАЗ. С тех пор прошло уже 29 лет, в течение которых этот производственный тандем так и не распался. Эдуард как следует следил за состоянием грузовика, знал все его «капризы», все особенности его «характера», словно это был его собственный ребенок. И как к ребенку, всегда относился к нему бережно – вовремя проводил техобслуживание, заказывал запчасти, следил за условиями эксплуатации и хранения машины. Одним словом, делал все, чтобы техника не подводила, сколько бы лет ей ни было.

За рулем машины Эдуард объехал едва ли не всю страну. Проще перечислить, где он не был. Командировки длились до двух недель. Нашему герою нравилась дорожная романтика: смена пейзажей за окном, и ты – один на один с трассой. Возить приходилось и новые запчасти, заказанные для ВГОКа, и неисправные, которые предприятие отправляло на ремонт.

Сейчас оба они – и Эдуард Борисович, и его «малышка» КамАЗ, начинавшие свою производственную карьеру в юности, уже немолоды. КамАЗ, у которого срок амортизации ограничивается десятью годами, уже трижды выработал свой срок. Но, как и положено пенсионеру советской закалки, держится молодцом и может еще послужить на благо родного предприятия.

А Эдуард, наконец, получил то, о чем мечтал, – новый бортовой КамАЗ, который по сути своей не отличается от его старого боевого товарища. Хотя по характеристикам он, безусловно, круче и надежнее.

– Сейчас в основном ездишь в пределах нашей области – дальние командировки случаются редко, – говорит водитель. – ВГОК старается делать заказы поближе – возим запчасти из Екатеринбурга, Волчанска, Асбеста. Нередко катаемся в Кушву. Реже случаются поездки в Челябинскую область – Бакал, Верхний Уфалей. Вот и вся наша география. Бывает, соскучишься по дальней дороге и с таким удовольствием отправляешься в путь! Надеюсь, что и новую машину смогу совсем скоро испытать на трассе.

В семье Эдуарда Трегуба давно привыкли к его частым командировкам. Однако двое сыновей нашего героя связывать судьбу с аналогичной профессией не спешат. Старший Дмитрий выбрал специализацию «Машиностроение», младший Павел задался целью получить строительную специальность. Свой опыт и знания Эдуард Борисович теперь передает молодым водителям, приходящим в автоцех. Который, кстати, давно уже тоже считает своей второй семьей.

– В коллективе, к сожалению, текучка есть, но те, кто остается у нас постоянно, – все хорошие ребята, с которыми комфортно работать вместе, – говорит наш герой.

За почти 30-летнюю трудовую деятельность Эдуард Борисович не раз был награжден грамотами от администрации и профкома предприятия.

– Сегодня у нас в штате 120 сотрудников, среди которых 68 водителей автотранспорта, остальные – машинисты спецтехники, – говорит начальник отдела эксплуатации Артем Никишин. – Поздравляем вас всех с Днем автомобилиста! Пусть машина никогда не подводит, а водители и машинисты всегда благополучно возвращаются домой. Спасибо вам за ваш труд!

Елена Пешкова.

Фото автора.