Сезон отгрузки технологических отходов производства из накопительных емкостей ЛАЦа был завершен 12 октября. Накануне я побывала на Иванихе, чтобы узнать, с каким результатом специалисты ЦПТО завершают работу.

Экскаватор работает на краю емкости № 4, добирая из нее остатки сырья. Внутри емкости руководит работой мастер участка по технологии и ремонтам Игорь Плеханов. Его задача – направлять работу экскаваторщика, чтобы тот не разрушил технологическую дорогу, а дренаж из емкости № 6 не просочился в емкость № 4. Контролирует Игорь и слой сырья, который берет экскаватор. Взять надо именно богатый слой и не зачерпнуть нижележащий щебень.

Игорь Плеханов
Игорь Плеханов

Сырье в емкости № 4 – превосходное, жирное, как чернозем.

– 55 процентов железа, – подтверждает поднявшийся на борт Плеханов. – Но есть и проблема. Емкость большая, а Лебяжинский аглоцех сбрасывает небольшие объемы отходов производства. В итоге за сезон заполнили выработку меньше, чем наполовину, поэтому часть сырья из этой емкости мы не можем поднять. А емкость покатая, к тому же в дальней ее части сырье жидкое, то есть дорогу там пока невозможно сделать. Построить полноценные дороги получится только тогда, когда всю емкость заполним сырьем.

Весной именно Игорь Плеханов занимался подготовкой шламохранилища Иванихи к новому сезону, заботливо размечал вешками будущие технологические дороги в емкости № 4. Сезон миновал, и емкость практически отработана, а Игорь по-прежнему на посту. Начальник ЦПТО Сергей Кулеш тоже здесь, подводит итоги прошедшего сезона.

Итог первый. С планом по отгрузке технологических отходов на теплый склад ЛАЦа цех справился.

– Делать это с каждым годом все труднее, потому что объемы производства Лебяжинского аглоцеха снизились, соответственно упали и объемы сбросов технологических отходов, – поясняет Сергей Кулеш. – Но в этом году мы грамотно спланировали работу. Дорожная карта получилась идеальной. Пока подсыхало сырье в основной выработке № 4, нас спасла емкость № 2. Мы провели отличную подготовку – отсыпали в ней дороги и получили возможность отрабатывать ее довольно долго. Сырья из нее отгрузили даже больше, чем планировали. А завершаем сезон, дорабатывая емкость № 4. То есть отгрузка сырья весь сезон шла без задержек и остановок в связи с недостаточной готовностью выработок.

Итог второй. Сменив в этом сезоне гусеничный экскаватор на колесный, специалисты ЦПТО ни разу не пожалели об этом решении.

– Колесную технику мы начали использовать поначалу в Главном карьере, и опыт показал, что это очень удачный вариант, – считает Сергей Кулеш. – Были сомнения, сможет ли колесный экскаватор перемещаться по технологическим дорогам Иванихи, они все-таки достаточно рыхлые. Гусеничный экскаватор такие дороги выдерживает прекрасно, но оказалось, что и колесный вполне с ними справляется.

– В конце каждой смены мы отгоняем экскаватор из забоя к зданию бывшего МОФа – под охрану, но гусеничные экскаваторы на такие длинные перегоны не рассчитаны, – комментирует Игорь Плеханов. – На этих переездах из забоя в забой или на место стоянки мы постоянно теряли время. А колесный экскаватор – гораздо более маневренный и мобильный. Меньше простоев – меньше и потери производства. К тому же мы можем использовать его не только на погрузке сырья, но для других нужд – при строительстве дорог весной, при чистке отводной канавы вдоль борта, при перезакопке труб.

Итог третий. Завершая нынешний сезон отгрузки технологических отходов ЛАЦа, специалисты ЦПТО уже начинают подготовку к следующему сезону.

– Следующий год будет тоже непростым, – считает Сергей Кулеш. – Мы уже пять месяцев заполняем емкость № 6, и пока она заполнена примерно на одну десятую. Впереди еще семь месяцев, в течение которых мы сможем заполнять эту емкость. А емкость № 5 – наш неприкосновенный запас. Он позволит нам начать отгрузку сырья в следующем сезоне, пока будем строить технологические дороги и подсушивать основные емкости. В этом году мы осушим эту емкость и перевезем в нее остатки сырья из других выработок. Объем будет небольшим, но для начала работ его хватит. Если не начать подготовку прямо сейчас, то отгрузка Иванихи стартует только с июля. Поэтому мы тщательно выстраиваем дорожную карту на следующий год, чтобы уже в мае привезти первые тонны сырья на теплый склад ЛАЦа.

В последний день отгрузки на накопительных емкостях ЛАЦа побывал директор по производству Юрий Шешуков. Он оценил работу ЦПТО:

– Цех выполнил план в соответствии с годовой программой, отгрузив в течение летнего сезона в общей сложности 33 000 тонн шламов. Сейчас ведутся подготовительные работы на следующий сезон. Уже есть понимание, что мы сможем подготовить к отработке две с половиной емкости. Эти шламы – важное сырье для Лебяжинского аглоцеха, оно необходимо для производства железофлюса и сохранения ритмичности работы ЛАЦа.

Юлия Григорьева.

Фото автора.