Лето уже за порогом, да и сентябрь наполовину пролетел. Самое время подводить итоги сезона ремонтов в цехе пути.

Про подрядчиков

Хотелось бы написать, что сезон выдался плодотворным, отремонтировано все, что было запланировано. Но против фактов не попрешь: вместо 500 метров первым объемом удалось отремонтировать лишь 100 метров пути, вторым объемом – 1050 метров вместо запланированных 2500.

– В этом году мы рассчитывали провести ремонты как собственными силами, так и силами подрядной организации «Ремстройпуть», – рассказывает начальник цеха пути Павел Карманов. – Эта организация регулярно помогает нам, занимаясь сплошной заменой шпал, то есть, производя ремонт пути второго объема. В этом году подрядчики также должны были отремонтировать один километр пути и заменить мостовой брус на железнодорожном мосту, который находится на перегоне станция Площадка – станция Кирпичная. Однако, экономическая ситуация и финансирование вносят в этом году свои коррективы: мы получили распоряжение руководства проводить ремонтные работы собственными силами, привлекая подрядчиков лишь в крайнем случае.

Крайним случаем для путейцев является ремонт моста. Цех не располагает специально обученным персоналом, который может производить высотные работы по замене мостового бруса. А высота моста, надо сказать, достигает восьми метров. Однако привлечь к работе подрядчиков недостаточно, надо еще обеспечить их необходимыми материалами. И материалы эти уже закуплены.

– На сегодня для ремонта моста у нас есть все, кроме одной позиции – лапчатых болтов, – продолжает Павел Карманов. – С помощью этих болтов брус крепится к балкам моста. И если путь постелить без них, он будет «гулять». Цена вопроса – порядка 590 тысяч рублей. Подрядчики ждут отмашки, чтобы приступить к работе.

Про рельсы и шпалы

Что же до ремонтов, производимых собственными силами цеха пути, то их сокращение связано, прежде всего, с недостатком материалов. Но в то же время, есть и положительные моменты.

– Мы начали сезон рано и очень активно, имея в запасе материалы, которые получили по программе стабилизации еще в 2021 году, – комментирует начальник цеха пути. – Но те материалы, которые планировались на текущий сезон, поступили в объеме 50 процентов. Из заявленных 2 500 шпал мы получили половину и привели в порядок участок пути № 22 на станции Погрузочная со стороны второго круга. Остальные шпалы, что называется, размазали по самым тяжелым участкам. Правда, на днях ожидаем еще одну машину – 300 шпал. Казалось бы, большой объем, но для наших нужд это капля в море. Прежде всего, материалы пойдут на ремонт 21 пути станции Погрузочная и путей в направлении Гальянского карьера. Будет ли в этом году еще поставка шпал, пока под вопросом. Но шпалы необходимы: надо ремонтировать некоторые участки пути к шахте «Естюнинская», а эталонный весовой путь № 3 на станции Погрузочная эталонным можно назвать лишь в кавычках. Зато рельсы длиной 25 метров мы получили в полном объеме – 48 тонн или 750 метров. Они были исключительно необходимы, поэтому мы по-настоящему рады. На сегодня из 30 штук большая часть уже пущена в работу: подтянули состояние перегона на шахту «Естюнинская», путь № 44 на станции Погрузочная, который ведет к вагоноопрокидывателю № 2. Остальные рельсы приберегаем для ремонта, который пройдет во второй половине сентября.

Павел Евгеньевич имеет в виду ремонт перегона от станции Гора Высокая до станции Кирпичная, и от Кирпичной до станции Площадка.

– Это единственная ниточка, которая связывает Лебяжку и ВЖР. Работы будут производиться на втором участке пути, где, кстати, находится и мост, о котором мы говорили ранее.

Путейцы не сидят, сложа руки, в ожидании поставок материалов. В этом году они разобрали около 450 метров невостребованного тупикового пути на станции Кирпичная, предотвратив таким образом возможные хищения. И практически 70 процентов материалов оказались пригодными к повторному использованию, в том числе рельсы длиной 12,5 метров – огромный дефицит в нынешнем сезоне.

В данный момент цех занимается заменой шпального бруса на стрелочных переводах, очищает пути от кустарника, ждет шпалы и пытается ремонтировать технику.

Про энтузиазм

Состояние путеочистительной техники – щеток Щ-2 и ДЭПМ-7 – вызывает особую озабоченность Павла Карманова:

– Лебяжинская щетка Щ-2 была остановлена из-за поломки тягового двигателя, то есть потеряла возможность перемещаться своим ходом. Двигатель в подрядной организации восстановили, но мы ожидали, что при его установке придется менять моторно-осевые вкладыши и звездочку на валу. Сделали заявку на запчасти еще во втором квартале, до сих пор ничего не получили. Хотя щетка этим летом не раз бы нам пригодилась для чистки габаритов.

У щетки ДЭПМ-7, работающей в Обогатительном районе, своя история.

– Еще в режиме зимней эксплуатации мы поняли, что опорно-поворотное кольцо, на котором стоит кабина, пришло в негодность. Оно настолько старое, что зубья, по которым щетка поворачивается через редуктор, начали выкрашиваться и ломаться. Из-за этого щетка регулярно вставала на ремонт, а механики восстанавливали зубья, что можно считать практически ювелирной работой. Потом нам пришлось снять с этой машины редуктор поворота для установки его на дозировщике ВОЦа – аналогичного механизма ни у кого больше не нашлось. А ДЭПМ-7 потеряла возможность поворачиваться. Мы, однако, заложили в бюджет, заказали и редуктор, и поворотное кольцо. Поворотное кольцо нам привезли, а вот редуктор ждем до сих пор.

Замена опорно-поворотного кольца на щетке запомнится надолго. Механики практически разобрали машину, чтобы снизить вес кабины, под которой необходимо было заменить поворотное кольцо.

– Самый мощный козловой кран в Обогатительном районе ПЖТ находится в вагонном цехе, его грузоподъемность 30 тонн, – сообщает Павел Карманов. – А вес щетки – 60 тонн. В какой-то момент даже мои неунывающие механики сказали, что без подрядной организации, видимо, не обойтись. Но, подумав, они нашли выход из ситуации и разработали проект организации работ. Объем подготовительных работ был очень большой: механики максимально разгрузили конструкцию щетки, за счет чего снизили ее вес до 28 тонн.

Вагонный цех пошел навстречу нашим пожеланиям. С крановщиком механики тщательно проработали всю схему действий. Не с первого раза, но все же получилось: подняли щетку, достали тележку, поменяли опорно-поворотное кольцо и смонтировали все опять. Люди проявили себя наилучшим образом: справились со сложной задачей без необходимого оборудования только за счет энтузиазма и смекалки. Но без редуктора поворотное кольцо просто не может работать, именно редуктор приводит его в движение. К тому же предоплата за редуктор уже внесена. Очень надеемся, что мы получим эту запчасть до холодов. А пока вынужден констатировать, что обе наши щетки не готовы к зимнему сезону.

Юлия Григорьева.

Фото автора.