Шахта «Естюнинская», как и все остальные поземные подразделения комбината, переживает непростой период, связанный с изношенностью подвижного состава.
Большинство шахтных вагонеток ВГ-4,5, а их на «Естюнинской» более 100 единиц, уже дважды отработали свой срок и подлежат списанию. Если учесть, что срок службы вагонетки – около шести с половиной лет, несложно посчитать, что почти все они верой и правдой отслужили шахтерам по 13 и более лет.
– У таких вагонов, а их у нас около 80 процентов, изношено практически все, – говорит электромеханик участка ВШТ № 4 Ленар Хакимов. – Пробои в днище кузова, излом рамы, вышедшие из строя литые опоры – вот классический усредненный «портрет» потрепанной жизнью вагонетки. Она уже не выполняет своих функций, наоборот, создает множество проблем, связанных с просыпью горной массы, заваливающей железнодорожные пути. Вплоть до 2019 года такие вагонетки списывались на металлолом, а навесные запчасти, снятые с них и еще пригодные к эксплуатации, использовались для ремонта других вагонеток. Взамен время от времени для шахты приобретались новые вагонетки. Однако весной этого года было принято решение отказаться от списания и ремонтировать их в шахте силами подрядной организации, как это делается сегодня на «Южной». Специалисты участка ВШТ-4 «Естюнинской» съездили в Кушву, чтобы своими глазами увидеть, как организована там подобная система. Выяснили, что за ремонт одной вагонетки кушвинцам приходится отдавать подрядчику в среднем по 100 тысяч рублей. При этом процедура ремонта не представляет ничего невыполнимого для самих работников участка ВШТ. В результате два месяца назад было принято решение, что естюнинцы возьмут эту работу на себя.
Конечно, это существенно прибавило забот коллективу участка. По словам Ленара Хакимова, ремонт такого рода – небыстрое дело, занимающее от двух до четырех дней. При этом основная нагрузка, связанная с обслуживанием и ремонтом локомотивов, не стала меньше. В результате людям приходится задерживаться на работе, трудиться в выходные дни, чтобы поскорее запустить в работу забастовавший агрегат. Но и не только это является причиной спешки. Дело в том, что вагонетку на время ремонта помещают в электродепо, где она может простоять не одну смену. А если за это время «лечебные» процедуры потребуются локомотивам? Куда их разместить?
– Само собой, что ремонт локомотива приоритетнее, поэтому мы стараемся не задерживать вагонетки в помещении депо, – продолжает Ленар Хакимов. – Все в коллективе понимают это, поэтому ремонты проводят, как правило, сообща, помогая друг другу, проявляя взаимовыручку и настоящий командный дух. Пока сварщики работают над восстановлением корпуса либо рамы, слесари демонтируют колесные пары, проводят ревизию, замену подшипников и смазку.
Возросли и запросы участка, связанные с расходом металла, идущего на восстановление вагонеток – его они заказывают в мехмастерской. И пока отказов не получали – «заплатки» на корпуса вагонов, слава богу, есть из чего кроить. А вот такие запчасти, как, например, колесные пары, закупили всего две в начале года – «долг» с прошлогодней заявки.
– Уже год нам не приобретали сами вагонетки, поэтому приходится выкручиваться как можем, хотя износ отжившего оборудования, даже после его восстановления, дает о себе знать, – говорит Ленар. – Запустить в работу обновленную вагонетку – это совсем не то же самое, что новую единицу техники. Понимая это, руководство позаботилось о нас в прошлом году и приобрело новые колесные пары. Надеюсь, в этом году мы тоже не останемся на нуле. Иначе, как говорится, вряд ли вывезем.
По словам Ленара Хакимова, в целом работа по восстановлению отработанных вагонеток ведет к существенной экономии, поскольку новая вагонетка стоит около одного миллиона рублей. И пусть ремонты вагонеток теперь проводятся практически ежесменно, все понимают, что от этой работы никуда не деться, а значит, нужно приспосабливаться, оттачивать навыки мастерства и наращивать скорость ремонтов.
– С такими профессионалами, какие работают на участке, думаю, это не составит труда, – резюмирует мой собеседник. – Ведь у нас нет случайных людей, все обладают колоссальным опытом, солидными знаниями, ответственны и отзывчивы. Это такие люди, как электросварщик Андрей Дергач, электрогазосварщик Иван Рошка, слесарь дежурный и по ремонту оборудования Сергей Морякин. Им во всем помогает электрослесарь дежурный и по ремонту оборудования Андрей Генинг. Взаимовыручка и командный дух у нас – не просто красивые слова. За ними стоит большая ежедневная работа каждого члена коллектива участка. С такими людьми я спокоен за работоспособность оборудования и за стабильность работы участка.
Елена Пешкова.
Фото Ленара Хакимова.
Comments by ВГ