В канун Дня высокогорца генеральный директор Дмитрий Рыбакин дал интервью нашей газете.
– Дмитрий Васильевич, чем был знаменателен первый год после трехсотлетнего юбилея комбината?
– За этот год сделано очень много, хотя правильнее было бы сказать, за два года, поскольку проекты были переходящие. Во-первых, это комплекс сушки концентрата в ВОЦе. Запустили его в конце января 2022 года,и уже в феврале – марте производили сушеный концентрат. Об этом мечтали уже давно, с 2014 года. Не секрет, что офлюсованный концентрат нужен далеко не всем потребителям, а сушеный наши заказчики готовы закупать с большим удовольствием. Тем более, что его качество соответствует требованиям принятых стандартов. Но и линию офлюсования концентрата разбирать не будем – на тот случай, если заявки на этот продукт появятся.
Проект сушки концентрата реализовали достаточно эффективно: если в 2014 году цена проекта была в районе 450 миллионов рублей, то в юбилейном году и начале нынешнего, осуществляя проект в сжатые сроки, в условиях действующего цеха, мы сумели затратить около 300 миллионов рублей. И комплекс заработал! Хочется отметить слаженную командную работу наших технических специалистов, коммерческой службы, производственников, которые организовали реализацию этого проекта. Да, не все получилось удачно, опробование выявило ряд недостатков, все-таки это новая для нас технология, и мы приняли решение за летние месяцы довести ряд показателей до проектного уровня оптимальных характеристик. На это выделено 20 миллионов рублей, работа идет, по графику к 15 сентября все мероприятия должны быть завершены. А осенью, с началом устойчивых холодов, будем систематически выпускать востребованный на рынке продукт. По сути, мы переходим на качественно новый этап в развитии комбината.
– Как идут дела на других направлениях, где внедряются инвестиционные проекты?
– У нас два проекта, связанных с подготовкой рудных запасов. На шахте «Южная» создан для разработки 320 горизонта проходческий участок, приняли персонал и уже собственными силами проходим выработки. Для повышения производительности труда направим проходчикам оборудование: буровую установку на рельсовом ходу УБШ-207. Она не новая, раньше работала в шахте «Магнетитовая», сейчас находится на капитальном ремонте у подрядчиков. Отремонтировали для «Южной» погрузочно-доставочную машину ППМ-3. Еще купили комплекс для проходки вертикальных выработок, электровоз, вагонетки. Теперь там есть вся инфраструктура для ведения проходческих работ: вентиляция, проложены кабели, рельсы. Конечно, нужно еще локомотивное депо, подстанция, в дальнейшем это все будет. Сейчас начали проходить нарезные выработки для того, чтобы готовить новый блок. Конечно, суперпроизводительности на этом участке трудно ожидать, поскольку проходку ведем ручным способом. Но введение оборудования ускорит процесс. Сейчас стоит задача обучить людей, поскольку давно такие машины в шахте не применялись.
И второй рудный проект – переход шахты «Естюнинская» на самоходную технику. На самом деле начиналось все еще в 2020-м, а в прошлом году после Дня высокогорца оба рудных проекта перешли в стадию реализации. Отремонтировали самоходную доставочную машину, приобрели у «Машхолдинга» самоходную проходческую установку. В ноябре она пришла, оборудование разобрали, спустили в шахту, где снова собрали вместе со специалистами поставщика. Начали испытывать и проводить обучение персонала. В январе этого года пошла доставочная машина, и с февраля начали проходить выработки большого сечения. Это новая для нас технология: такие большие выработки, да еще единым забоем, мы не проходили. Причем новая установка не просто проходит выработку, но и крепит ее с помощью самозакрепляющихся анкеров, то есть по сути заменяет целый участок. Производительность очень высокая, но есть ряд ошибок, которые изучаем и устраняем.
Есть еще один проект, напрямую не связанный с выдачей готовой продукции, но очень важный. Это инфраструктурный объект – прямая подача промпродукта на ВОЦ. Для чего было это сделано? Для того, чтобы повысить производительность подачи промпродукта, исключить дополнительную транспортировку с шахтного склада на зумпфы ВОЦа, мы построили отдельный бункер, систему конвейеров, поставили пластинчатый питатель и направили продукт на участок дробления цеха. Тем самым высвободили локомотив, работавший на шахтном складе, ускорили и упростили движение промпродукта на дальнейшую переработку, сократили затраты.
– Как складывается ситуация с инвестпроектами в этом году?
– Всего на инвестпроекты в прошлом году мы затратили 363 миллиона рублей, в этом году – еще 50 миллионов на их дальнейшую реализацию. Мы их продолжаем, не останавливаем. Особенно важны рудные проекты, ведь подготовка запасов для отработки – это будущее комбината. Программа рассчитана до 2035 года, и запасов хватит. Потом перейдем на другие месторождения и будем добывать руду открытым способом. Кстати, на «Южной» ниже 320-го горизонта и на «Естюнинской» ниже 300-го запасы просто огромны, но отработка их связана с углубкой стволов, а это серьезные затраты на горно-капитальное строительство. А пока мы присматриваемся к близлежащим месторождениям, в Тагило-Кушвинском районе их много. Сейчас готовим документы для получения лицензии и участии в тендерах.
Пока же мы поставили себе задачу: оставаться на тех уровнях добычи, что у нас есть, и производить 1 200 000 тонн концентрата в год. И все проекты, которые сегодня есть, направлены на решение этой задачи. Это непросто, поскольку мы приняли решение обходиться без подрядчиков – своими силами. Уже подсчитано, что услуги подрядчика обходятся в четыре раза дороже, чем работа своего коллектива. Поэтому мы пошли на организацию дополнительного участка, набор и обучение людей, стараемся вернуть специалистов, которые ушли от нас ранее, и привлечь тех, кто знаком с новой техникой.
В прошлом году, когда цена на нашу продукцию была достаточно велика, мы направляли средства не только на инвестпроекты, но и на реализацию программ стабилизации производства, которые подготовили сами подразделения. Сумма достаточно серьезная – 117 миллионов рублей, но она позволила отремонтировать значительную часть действующего оборудования и закупить новое. И это сказывается на производственных показателях. За пять месяцев этого года мы добыли руды больше, чем за этот же период прошлого года, проходка увеличилась на 19 процентов, бурение – на 19 процентов. Вскрышные работы, которые никак не удавалось наладить в предыдущий период, выросли на 70 процентов. Концентрата собственными силами произвели на 14 процентов больше, несмотря на то, что содержание железа в руде становится все меньше. Лебяжинский аглоцех на 13 процентов увеличил выпуск железофлюса. А рост выпуска товарной продукции – это и дополнительные деньги, которые можно вложить в инвестпроекты и программы стабилизации. Все, что мы вкладываем в производство, – это исключительно наши средства, поэтому любой сбой, любая остановка производственного процесса влияют на выручку и все остальные показатели работы предприятия. К сожалению, такие сбои случаются, они очень болезненны, и от высокогорцев требуется большое желание работать, хорошие знания всех звеньев производственной цепи, чтобы избежать остановки участков или даже подразделений.
– Как изменилась ситуация на комбинате в связи с внешними глобальными факторами?
– Конечно, на нас повлияла экономическая ситуация в стране и мире. Введение санкций привело к снижению загрузки металлургических предприятий, а мы зависим от металлургов напрямую. Упала цена на нашу продукцию, и когда рынок стабилизируется, трудно предсказать. Сказывается изменение логистики, низкий курс доллара. Может сыграть положительную роль переориентация металлургов на внутренний рынок, например, в строительный сектор, и такая задача поставлена Президентом РФ.
Но у нас заказы пока есть, и это дает надежду на стабильность. Для снижения нагрузки на бюджет предприятия мы вынуждены принимать какие-то меры. Во-первых, договариваемся с подрядчиками о снижении цен на их услуги. Надо сказать, в этом направлении достигли определенных успехов. Придется, видимо, отложить ряд позиций по ремонту зданий и сооружений до лучших времен. Необходимо сокращать затраты. Отказаться от работы подрядчиков, которая напрямую не влияет на выпуск товарной продукции. Сокращать потребление знергоресурсов, которые с 1 июля опять выросли в цене. Есть мероприятия, в основном организационно-технического характера, выполнение которых позволит снизить потребление электроэнергии и газа на 5 процентов. Пересмотрели программу ремонта оборудования, оставив в ней только критические позиции, остальные перенесли на более благоприятное время.
– Вернемся к прошедшему году. Произошло ли повышение материального благополучия высокогорцев?
– Заработная плата увеличилась на 18 процентов, и средняя по предприятию выше, чем по Нижнему Тагилу. Появилась новая, интересная работа с достойной зарплатой, и люди стали с большей охотой к нам приходить, возвращаются даже те, кто ушел раньше в поиске лучшей доли. Многие из них – уже готовые специалисты. Работаем с профессиональными колледжами, особенно хочется отметить железнодорожный техникум, горно-металлургический колледж, где открыта целевая группа по обучению будущих специалистов по интересующим нас профессиям. Такие же тесные связи с Высокогорским многопрофильным техникумом. То есть мы целенаправленно готовим молодую смену, а уж в цехах их ждут инструкторы производственного обучения – опытные кадры, которые помогут молодым специалистам освоить свою профессию.
ВГОК софинансирует программу ДМС, которая с этого года действует на предприятии. Считаю, что это хороший шанс для работников и членов их семей за небольшую плату пройти дорогостоящее лечение.
– А будет ли повышение зарплаты в этом году?
– Больно об этом говорить, но пока такая ситуация на рынке, мы не можем себе этого позволить. Как только цены пойдут вверх, и мы накопим «жирка», индексация обязательно будет произведена. Задача сегодня – минимизировать затраты, чтобы и производство сохранить, и персонал. Ряд крупных предприятий пошел на непопулярные меры: прекращен прием новых сотрудников, работающих отправляют на две трети зарплаты… Хочу сказать, что у нас такого не планируется. Да, приостановлен набор в управление комбината, но прием рабочих и специалистов по основным профессиям продолжается. В остальном же продолжаем работать как прежде.
– Ваши пожелания высокогорцам.
– Прежде всего – большая благодарность всему коллективу, и прежде всего – за самоотдачу в работе, которая при любых ценах на продукцию гарантирует успех. Желаю всем стабильной работы, без несчастных случаев. Пусть комбинату уже 300 плюс, но мы и дальше будем гордо нести знамя нашего предприятия. И какая бы ни была ситуация в стране, в мире – ничто не может служить препятствием для высокогорцев творчески и профессионально выполнять свой долг!
Интервью подготовила Ирина Штин.
Comments by ВГ