Сегодня Центральный карьер переживает далеко не лучшие времена. На счету – каждая тонна.
И это несмотря на то, что количество техники, работающей в карьере, в разы больше, чем в предыдущие годы, а взрывы производятся по графику: 2-3 раза в месяц.

– На складе – пусто! Когда у нас такое бывало? – с риторическим вопросом обращается ко мне мастер горный Сергей Артанов. – Мы привыкли жить на широкую ногу, на перегрузе всегда был запас руды 5-10 тысяч тонн. А сейчас работаем с колес: привезли, отгрузили и сразу на ДОУ отправляем. Качество сырья тоже снизилось. Но мы очень надеемся на южную часть карьера. Доберемся там до руды, и станет полегче. А руда там ожидается богатая, с содержанием железа около 25 процентов. Тормозят опять же вскрышные работы. И взрывы на юге пока практически не производились. Сейчас там как раз буровики работают, готовят очередной блок к взрыву, который по графику должен состояться 28 июня.
Однако наш путь лежит в центральную часть карьера, к «озеру надежды», которое стало еще одной проблемой для горняков. По дороге обсуждаем парк техники.
– Сегодня у меня 15 автомашин в работе, – продолжает Сергей Артанов. – С учетом того, что задействованы четыре экскаватора, этого маловато. Один экскаватор в силах обслуживать пять самосвалов. Ночью обычно выходят 10 машин и два экскаватора.
– Нехватка водителей в подрядных организациях ведет к тому, что многие автомашины работают только в дневную смену, – поясняет начальник участка открытых горных работ Алексей Ярославцев. – Но с техникой однозначно стало лучше, и постепенно штат водителей подрядной организации пополняется. Только машины не все хорошие, из строя периодически выходят. Вот и сейчас на перегрузе несколько самосвалов стоят на ремонте.
По дороге Ярославцев показывает отметку плюс 12 метра, где часть отбитой руды перекрыла после последнего взрыва вскрыша:
– Неудачно произвели взрыв. Но задача одна: как можно быстрее пройти этот вскрышной перешеек и выйти к руде. Большой объём работы предстоит для бутобоя: негабаритных кусков породы – предостаточно.
Спускаемся еще ниже, и речь естественно заходит о разведанных запасах в центральной части карьера.
– Геологоразведка внизу идет непросто – давит вода, и скважины достигают лишь 20-25 метров. Поэтому приходится постоянно производить доразведку.
А вот и озеро. Довольно внушительное – около 15 метров в диаметре и два метра глубиной. На его берегу стоит экскаватор Hyundai и грузит в 40-тонный большегруз великолепную черную руду. У Артанова и Ярославцева при виде такого богатства глаза загораются, как у грибников, нашедших семью красноголовиков.
– Тут, наверное, около 24 процентов железа, – предполагает Сергей Артанов. – Знали, что здесь есть руда, но не думали, что такая богатая.
Только вот на ДОУ «Южной» такой обводненной руде вряд ли обрадуются.
– Да, ее необходимо предварительно подсушивать и переконусовывать на перегрузе, – соглашается Алексей Ярославцев. – И мы стараемся это делать, когда есть возможность.
Озеро не только мешает горнякам спуститься ниже отметки минус 10 метра, но ещё и насыщает водой руду и коварно размывает подъездной путь.
– Днем ситуация всегда стабилизируется, зато каждый вечер уровень воды в озере поднимается и дорогу заливает, – объясняет Артанов. – Нам приходится снимать машины с работы и приводить подъезд к экскаватору в порядок – отсыпать и поднимать его.
Несмотря на все эти сложности, горняки полны оптимизма:
– Руды в Центральном карьере предостаточно, до нее надо только добраться, – констатирует Ярославцев. – В последние шесть лет очень мало внимания уделялось вскрышным работам. Годовую программу по вскрыше регулярно выполняли лишь на 50-60 процентов. В итоге мы загнали себя в тупик: руда есть, но взять ее мы не можем. Июньский план – 105 000 тонн руды – мы настроены выполнить. А вот что будет в июле – сложно сказать. Подготовленных запасов пока маловато. Фабрику опять же не остановишь, поэтому будем прикидывать, как добраться до руды. Вся надежда на южную часть карьера.
– В южной части карьера сейчас идут вскрышные работы, но и центральная часть отработана еще не полностью, – комментирует главный горняк Алексей Медведев. – По нашим прогнозам, запасы центральной части составляют 3 000 000 тонн руды. Этого хватит на три года работы. Тормозит нас только вскрыша.
Солидный объем вскрышных работ связан еще и с особенностями Гороблагодатского месторождения, где достаточно мало сплошных рудных тел, зато предостаточно мелких залеганий. Впрочем, одно вполне солидное рудное тело находится в северном борту карьера на отметках от плюс 60 до минус 80 метра. Еще около пяти лет назад Михаил Потапов, на тот момент главный маркшейдер шахты «Южная», утверждал, что добраться до этого залегания можно будет с горизонта минус 80 метра шахты после полного завершения отработки Центрального карьера.
– Есть и другой вариант, – уверен Алексей Медведев. – Добывать эту руду возможно с помощью самоходной техники подземным способом через штольню в карьере. На данный момент просчитывается технико-экономическое обоснование этого способа добычи. Прогнозируемые запасы руды в северном борту карьера составляют 5 390 000 тонн. Кроме того, совместно с «Уралгипрорудой» мы готовим проект на увеличение запасов центральной части карьера до отметки минус 40 метра. Если учесть, что на данный момент нижняя точка отработки – минус 10 метров, будущее у Центрального карьера, несомненно, есть, и хоронить его еще рано.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ