На шахте «Естюнинская» прошла учебная тревога по плану ликвидации последствий аварии.
В назначенный час в подразделение прибыли специалисты управления охраны труда и промышленной безопасности, а также военизированного горноспасательного взвода МЧС, чтобы воочию убедиться: шахтеры и спасатели готовы к любым нештатным ситуациям в подземном производстве.
Учебная тревога началась с того, что в диспетчерскую поступил звонок с горизонта минус 240 метра:

– В буровой мастерской произошло возгорание, пытаемся потушить своими силами.
– Кто передал информацию? – задает вопрос диспетчер Владимир Груздев.
– Электромеханик Третьяков.
Владимир Николаевич кладет трубку и тут же снова звонит – на этот раз главному инженеру шахты Павлу Попову – руководителю ликвидации аварии. Докладывает обстановку. Павел Валерьевич определяет номер позиции, по которому, согласно плану ликвидации аварий, предстоит эвакуировать людей и ликвидировать «происшествие».
– Позиция 16, подаем четыре сигнала в шахту на светильники, оборудованные приемниками СУБР, – на ходу поясняет мне Владимир Груздев.
Ему сейчас некогда, но у меня было время побеседовать с ним после окончания учений, и вот что он рассказал:
– Подобные учения проходят на шахте несколько раз в году, к примеру, в феврале проводилось условное возгорание на складе ВМ. А в прошлом августе было такое же мероприятие в котельной. За 40 лет работы мне, конечно, не раз приходилось участвовать в учениях. Заранее к ним не готовлюсь – диспетчер должен знать план ликвидации аварий как «Отче наш» и всегда быть готовым к такого рода ситуациям. Главное – не нервничать, сохранять спокойствие, ведь только человек с холодной головой способен принять взвешенное решение и сделать все правильно. До прибытия главного инженера диспетчер принимает на себя все организационные вопросы и руководит процессом ликвидации.
Тем временем в диспетчерской разворачивается штаб, куда прибывает весь руководящий состав шахты. Павел Попов назначает ответственных лиц за отключение электроэнергии в шахте и обеспечение бесперебойной работы компрессоров, а также медпункта и табельной для учета эвакуированных, ставит задачу подготовиться к спуску в шахту материалов, устанавливает запрет на допуск под землю лиц без пропусков, за исключением горноспасателей и членов ВГК. На самописцах, установленных в диспетчерской, можно наблюдать за работой вентиляторных установок и циркуляцией воздуха в шахте.

Владимир Груздев по телефону оповещает о случившемся горноспасателей ВГСВ, а также включает сирену в здании АБК. Ровно через девять минут после звонка отряд респираторщиков военизированного горноспасательного взвода уже въезжает на территорию «Естюнинской» с включенной сиреной. В пути спасатели успевают переодеться в защитные костюмы, которые всегда наготове в машине. Буквально минуту занимает построение и беглая проверка респираторов Р-30: «Второй готов, давление 200, четвертый готов, давление 200!» – рапортуют бойцы. Командир отряда Михаил Горст направляется в штаб, чтобы получить вводную, затем ведет отряд к стволу для спуска на горизонт минус 240 метра. За действиями горноспасателей наблюдают специалисты управления охраны труда и промышленной безопасности, а также помощник командира взвода Сергей Баталов. Помимо бойцов ВГСВ, которые входят в структуру МЧС, на шахте работает своя военизированная горноспасательная команда, сформированная из числа шахтеров. Они спускаются в клети по основному стволу к месту «аварии» с носилками и другим инвентарем в руках – будут принимать участие в эвакуации пострадавших.

Под землей все как по-настоящему. Предполагается, что бойцы попадают в загазованную атмосферу, поэтому вывешивают на стену катафот, а также наскоро рисуют стрелку, указывая направление своего движения в опасной зоне.
– Под землей мы организуем базу и оставляем на ней связного, который получает от нас информацию с помощью проводной системы «Уголек», – рассказывает респираторщик Юрий Вотинов. – Раньше мы могли общаться со связным только через звуковые сигналы, но прогресс не стоит на месте. Сейчас у нас уже появилась возможность передавать и голосовые сообщения благодаря тому, что систему оснастили специальными масками.
По словам Юрия Вотинова, подобные учения горноспасатели проводят ежемесячно на базе различных подземных объектов. На «Естюнинской» в этот раз они впервые познакомились с прибором для поиска людей под завалом, работе с которым до сих пор не были обучены. Теперь, по словам Сергея Баталова, освоение этого прибора будет включено в учебный план ВГСВ.
Буквально в течение 10 минут после спуска горноспасателей под землю на поверхность уже были подняты первые «эвакуированные» шахтеры.
В целом, по словам начальника шахты Евгения Брылякова, учебная тревога прошла удовлетворительно. Несколько замечаний, сделанных специалистами управления охраны труда и промышленной безопасности, будут устранены в ближайшее время. Это в первую очередь касается некорректной работы системы позиционирования СУБР АСУПОГ, выявленной в процессе учений. Кроме того, ошибку допустили в табельной при подсчете эвакуированных горняков. Замечания учтены, и работа по устранению их уже ведется.
Елена Пешкова.
Фото автора.
Comments by ВГ