Осень для туристической сферы традиционно является низким сезоном, когда цены падают в разы, а путешествовать при этом все так же комфортно и безопасно, как и летом. Нет толп туристов, а значит, природа очищается и готова предстать перед зрителем в своем лучшем виде.

Об этом знают путешественники. Например, ведущий специалист по развитию и обучению персонала Татьяна Останина, которая выбрала для своего отпуска именно осень. У Татьяны Августовны есть давняя мечта: на протяжении многих лет она собирает информацию о своем генеалогическом древе, и ей очень хотелось побывать в Ставропольском крае, в поселке Константиновка, где жило несколько поколений ее предков. Ее семья принадлежит к старинному немецкому роду Руш, выходцам из Германии, получившим в эпоху царствования императрицы Екатерины Великой в надел землю в поселке Константиновка и переселившимся в Россию. Несколько веков подряд они вели в поселке большое хозяйство и жили на русской земле счастливо и безбедно. Однако двадцатый век все изменил.

В ущелье Домбай-Ульген.

– Мой дед по отцовской линии Людвиг Руш в конце 1920-х – начале 1930 годов вместе с большой семьей подвергся, как и многие немцы, жестоким репрессиям, – говорит Татьяна Августовна. – В начале Великой Отечественной войны он был сослан на Урал по национальному признаку и провел в «Тагиллаге» более 15 лет. После смерти Сталина его оправдали, и для него жизнь началась с чистого листа. Вместе с женой жил на поселении, где сам выстроил свой первый дом, больше походивший на сарай с земляным полом и окном с натянутым на него пузырем какого-то животного. В своей семье дед научился всему: будучи человеком без образования, он умел делать все сам, являлся прекрасным строителем, электриком. Брался за абсолютно любую работу и выполнял ее мастерски. Единственной «зарплатой» ему служили картофельные очистки – таковы были реалии послевоенных голодных лет. Дед не любил вспоминать прошлое, все это я знаю по рассказам бабушки Евгении Никитичны.

Семья жила в Покровском, в ней подрастали дети, пришла пора отдавать их в школу. Пришлось переехать в Нижний Тагил. На Старой Гальянке Людвиг Руш собственноручно выстроил дом, в котором и поселился со своей семьей. Работал в Гальянском карьере электриком, супруга трудилась в медпункте карьера.

Река Альбек.

– Я вам рассказываю все это для того, чтобы показать предысторию моего нынешнего путешествия на Северный Кавказ, но в действительности планам моим не суждено было сбыться – до Константиновки я так и не доехала, мне не хватило времени, но обязательно вернусь туда, основательно продумав маршрут, – продолжает Татьяна Останина. – Очарование Кавказа, его природа, чистый воздух и сказочные города меня захлестнули. Я посетила Минеральные Воды, Пятигорск, Кисловодск, который оставил самые приятные впечатления. Заехав туда на день и увидев его красоты, решила задержаться здесь на три дня. Честно говоря, и этого времени было недостаточно для того, чтобы увидеть всю прелесть этого места. Город просто роскошный, его инфраструктура продумана до мелочей. Многочисленные парки, скверы, релаксационные зоны и туристические маршруты по окрестным горам, расположенным на территории заповедника, – вот неполный список того, что мне хотелось посетить. Ежедневно в семь утра я выходила на маршрут, чтобы успеть увидеть за день как можно больше. Трекинговые маршруты прекрасно обустроены, гулять по ним – сплошное удовольствие. Если устал – можешь выпить чашечку согревающего чая в одном из кафе, любуясь видом восходящего над Эльбрусом солнца. Навстречу мне шли счастливые, улыбающиеся люди – хмурых лиц в этом солнечном районе просто не встретишь. Эти прогулки полностью перезагрузили мое сознание.

Тем временем в интернете Татьяна Августовна наткнулась на объявление о том, что набирается туристическая группа в пятидневный поход на Домбай. Сроки ей подходили, и она решила присоединиться к этой группе.

Альбекский водопад.

– Вот так спонтанно и выстраивался мой отпуск, – продолжает Татьяна Останина. – Группа стартовала из Минеральных Вод, меня забрали в Кисловодске, и мы отправились в Домбай – курортный поселок, откуда начинались все основные маршруты по Тебердинскому заповеднику. Группа наша наполовину состояла из новичков, поэтому маршруты выбирались несложные и недлинные. В первый день отправились к Чучхурскому водопаду, расположенному в ущелье Домбай-Ульген. По этому ущелью бежит одноименная горная речка, виды на которую открываются просто волшебные. В этот день было солнечно, и мы успели насладиться прогулкой. Однако, добравшись до водопада, набрав 300 метров высоты и порядком устав, мы обнаружили, что остаться здесь надолго не получится – погода начала портиться. Стал накрапывать дождь, грозя размыть тропу, по которой нам предстояло отправиться в обратный путь. Не мешкая, мы двинулись назад. Пережив спуск по скользкой тропинке, отправились прямиком в гостиницу. К этому времени уже разыгрался настоящий ливень, и наши насквозь промокшие костюмы требовали сушки, а мы просто мечтали поскорее оказаться в тепле.

В горах погода решает многое. Она может серьезно подпортить маршрут или вовсе не выпустить на него. Так и случилось в Домбае. На следующий день группе пришлось отменить посещение Бадукских озер – подход к ним по скользкой тропе в дождь – опасное занятие. Пришлось скорректировать план и посетить гору Мусса Ачитара, с вершины которой виден в ясную погоду Эльбрус. С этой горой связана легенда о разбойнике Муссе, который, скрываясь от преследователей, забрался на вершину и, поняв, что окружен и деваться ему некуда, заплакал. Слезы Муссы – так переводится название этой горы.

Группа туристов поднялась на ее вершину на подъемнике.

– Подо мной проплывали верхушки гигантских деревьев, стремительные горные реки – таких видов на Урале не встретишь, у нас леса скромнее и степеннее, чем те, что буйствуют на Кавказе, – продолжает рассказ Татьяна Останина. – От красоты захватывало дух. Небо словно было обложено ватой из облаков, они двигались прямо на уровне моих глаз, укутывая склоны горы и верхушки деревьев. Сквозь клочья этой «ваты» местами пробивалось солнце. Наверху было очень холодно. Здесь местные жители зарабатывают тем, что предлагают сфотографироваться на фоне гор верхом на яках, продают теплые вещи, созданные руками домбайских мастериц, согревают горячим чаем и национальными угощениями. Чуть ниже вершины на склоне мы увидели знаменитую гостиницу в виде летающей тарелки, подаренную финским президентом Урхо Кекконен председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину в память об их переходе через Кавказский хребет. Спуск к гостинице давался с трудом – мы находились на высоте более трех тысяч метров, и горная болезнь давала о себе знать. Ноги стали точно свинцовыми, кислорода не хватало.

На третий день группа отправилась в Алибекское ущелье – любоваться горными пейзажами и знаменитым одноименным водопадом. Погода все еще не наладилась, 13-километровый маршрут давался с трудом. На этом пути нужно было набрать 700 метров высоты, и чем ближе к водопаду, тем сложнее становилась тропа. Все чаще встречались опасные обрывы, откосы, камнепады, и Татьяна Останина вместе с частью группы в конце концов приняла решение не продолжать этот маршрут. Другая часть туристов все же ушла на самый верх водопада – туда, где установлены таблички: «Проход запрещен». Им очень хотелось адреналина, и они его получили.

– Даже не подходя к водопаду вплотную, можно любоваться его видом снизу, он тоже очень красив, – пояснила Татьяна Августовна. – Поэтому я считаю, что ничего не потеряла, отказавшись продолжать путь к нему. Погода в горах меняется очень быстро, туман временами застилал тропу, как молоко, и казалось, будто до облака можно дотронуться рукой. Такое удивительное, непередаваемое чувство.

Местные жители в горах очень гостеприимные. Повсюду туристам везло – люди помогали им советом, делились полезной информацией, рассказывали местные байки и легенды.

– Они очень любят свой Домбай, это чувствуется в каждом слове, взгляде, – говорит Татьяна Останина. – А еще там очень много домашнего скота – коровы, овцы, лошади гуляют по залитым солнечным светом лугам, иногда прямо по туристическим тропам и горным откосам. Соответственно и кормили нас на славу – мы попробовали национальные блюда, приготовленные в том числе и из настоящего деревенского молока, жирной сметаны, творога.

А еще для полноты впечатлений Татьяне Останиной довелось покататься по горным тропам на лошадях и искупаться в термальных минеральных источниках. Так завершился ее тур по Домбаю, от которого наша героиня до сих пор находится под впечатлением.

– Жаль, конечно, что не удалось побывать в селе Константиновка, но все же я смогла поездить по городам Кавказских Минеральных Вод, и это тоже немало значит для меня. Ведь тот регион и есть малая родина моих предков, к красоте которой мне удалось прикоснуться.

Елена Пешкова.

Фото предоставлено Татьяной Останиной.