Анна Николаевна Журавлева – не только ветеран ПЖТ, она относится к династии высокогорских железнодорожников, насчитывающей более 100 лет трудового стажа.

Дед Анны Николаевны Петр Иванович Жиделев устроился работать в Гужтранспорт (гужевой транспорт). Именно так примерно 100 лет назад называлось предприятие железнодорожного транспорта.

– Контора Гужтранспорта находилась на улице Кирова, – вспоминает Анна Николаевна. – Там и лошадей держали, и дедушка конюхом работал. В 1934 году к нему в Нижний Тагил перебралась наша семья. Отец Николай Павлович Жиделев устроился в эту же организацию сцепщиком, потом стал кондуктором, помощником машиниста паровоза и машинистом паровоза. Цех к тому времени переименовали в транспортный, а уже после войны – в Высокогорский железнодорожный цех.

Когда началась Великая Оте­чественная война, Анна как раз окончила семилетку, ей было 15 лет. Но уже в июле 1941 года, как только девушке исполнилось 16 лет и ей выдали паспорт, отец устроил ее в свой транспортный цех оператором.

– Оператор был помощником диспетчера, который руководил движением, – поясняет Анна Николаевна. – Тогда на каждый паровоз был заведен свой листочек. Их я и заполняла – записывала, какую работу выполняла каждая паровозная бригада. Позже начальство видимо оценило мою сообразительность, и меня перевели заместителем начальника станции по хозяйственной части. К тому же многих наших основных работников забрали на фронт, и выбирать особо не приходилось. Отца тоже дважды вызывали в военкомат, но на фронт так и не отправили. Он был машинистом паровоза, поэтому дали бронь.

В это же время в Нижний Тагил начали приезжать эвакуированные специалисты из Кривого Рога.

– Местных всех почему-то забирали на фронт, а приезжие занимали их места. Так и меня подвинули с должности замначальника станции. Мне предложили другие обязанности – анализировать работу транспортного движения. После войны меня перевели в бухгалтерию. Отработав в цехе 38 лет, я вышла на пенсию старшим бухгалтером.

Дочь Анны Журавлевой – Нина Ивановна Воронкова – тоже внесла свой вклад в династию железнодорожников.

– Еще когда училась в школе, она выступала в художественной самодеятельности за наш транспортный цех, – рассказывает Анна Николаевна. – Она была солисткой, и в цехе ее хорошо принимали. А после одиннадцати классов пошла к начальнику цеха, и он сразу взял ее оператором. Это было в 1964 году.

Позже Нина Ивановна окончила железнодорожный техникум в Свердловске, работала в плановом отделе, техником в депо, а на пенсию вышла ведущим инженером организации труда и заработной платы. В железнодорожном цехе, а затем в ПЖТ Нина Воронкова проработала 42 года. Ее до сих пор прекрасно помнят в подразделении.

Мы с Анной Николаевной рассматриваем ее многочисленные награды: медаль «Ветеран труда» за долголетний добросовестный труд, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.» и семь юбилейных медалей в честь победы в Великой Отечественной.

– Мы жили в частном доме, огород держали. Подсобное хозяйство очень помогало выживать. Зарплата была маленькая. По карточке получала 500 граммов хлеба и на дочь – 250 граммов. Кроме основной работы, нас постоянно посылали на дополнительную: на картошку в совхоз или уголь разгружать. Где только требовалась рабочая сила, туда нас и отправляли. Детсадов тогда не было, с дочерью мама моя водилась. Муж был на фронте. Сейчас, хоть мне и 96 лет, хоть я и инвалид, но живется гораздо легче. И пенсии мне хватает, и в магазинах изобилие, и вообще множество удобств появилось. Вот ваш диктофон, например, очень удобная вещь. Я в молодости часто протоколировала партийные собрания. И все – от руки. Тогда мы о таких вещах даже не мечтали. Мечтали, чтобы война быстрее кончилась.

Юлия Григорьева.
Фото автора.