В октябре предприятие железнодорожного транспорта показало свой лучший результат работы в этом году – 718 000 тонн по грузоперевозкам. Почти столько же – 707 858 тонн – железнодорожники перевезли и в мае. В остальные месяцы не добирали до заветных 700 000.

Анализируя статистику последних лет, можно сказать, что ситуация нынешнего года – вполне типичная. Производительность более 700 000 тонн наблюдалась лишь в отдельные месяцы. В 2020 году ударным стал октябрь – перевезли 706 832 тонны сырья, в 2019 году отлично отработали март и сентябрь – в каждый из них около 709 000 тонн по грузоперевозкам. А вот 2018-й выдался особенным. План по грузоперевозкам тогда превышал 800 000 тонн, и железнодорожники с ним почти справлялись на протяжении первой половины года. Во второй половине 2018-го грузоперевозки резко упали и перестали дотягивать даже до 700 000 тонн. С тех пор эта цифра стала определенной планкой, до которой изредка удается дотянуться.

– Причины падения производительности в последние годы имеют как внешние, так и внутренние предпосылки, – комментирует заместитель директора ПЖТ по производству Татьяна Колесникова. – Если говорить о внешних причинах, то среди них в первую очередь стоит назвать оперативный план. Перевезти больше, чем запланировано производственной программой, мы никак не можем. Плановые цифры, в свою очередь, тоже зависят от множества факторов. Например, от производительности шахт «Естюнинская» и «Магнетитовая». Она по сравнению с 2018 годом снизилась. Возможно, повысилась производительность шахты «Южная», но это направление мы обеспечиваем грузоперевозками лишь частично. У ВОЦа часто возникают проблемы с выполнением плана, а значит, и мы регулярно не довозим его продукцию. В нынешнем октябре, кстати, мы получили такую хорошую цифру по грузоперевозкам – 718 000 тонн – именно благодаря тому, что ВОЦ в полном объеме отгрузил все запланированное и даже немного больше плана. Кроме того, регулярно сказывается несвоевременный подход сырья от партнеров ВГОКа и обеспечение вагонами. В целом, внешних причин снижения производительности только две: отсутствие сырья – нечего везти, и отсутствие порожняка – не в чем везти. Но мешают нормальной работе и наши внутренние причины, а именно – дефицит кадров: ремонтного персонала и локомотивно-составительских бригад. С локомотивами на данный момент благодаря программе стабилизации ситуация улучшилась, и на этом фоне стала особенно заметна кадровая проблема. На сегодняшний день расчетный парк локомотивов – 12 машин. И они у нас есть, но мы не можем все их выпустить на линию из-за дефицита локомотивно-составительских бригад. Все, кто имеет допуск работы на локомотиве, уже и так задействованы в грузоперевозках. В итоге на линии сегодня только 11 машин. В октябре фактический рабочий парк локомотивов составил 10,8. И тем не менее, мы привезли 718 000 тонн, то есть стараемся справляться с производственными задачами, хотя стоит это больших усилий.

Помочь железнодорожникам в планировании обеспечения производства локомотивами была призвана математическая модель. Полгода ПЖТ работало в соответствии с этой моделью.

– Мы возлагали большие надежды на эту программу, – продолжает Татьяна Колесникова. – Суть ее, кратко говоря, заключается в четком учете и планировании всех грузоперевозок в соответствии с утвержденными нормативами времени на каждую операцию. Но как показал опыт, планировать в нашей ситуации очень сложно. Мы, железнодорожники, напрямую зависим от других подразделений, а ВОЦ, например, не может прогнозировать аварийные остановки своего оборудования. У нас то же самое – случаются аварийные выходы локомотивов с линии. Я не могу закрепить каждый локомотив за отдельной операцией, потому что производство постоянно вносит свои коррективы. В то же время эта программа потребовала немалых дополнительных усилий со стороны сотрудников ПЖТ, которые и без того загружены работой. На сегодняшний день ПЖТ продолжает заниматься данным вопросом: изучает предложенные программы по планированию и учету грузоперевозок на базе существующей диспетчеризации комбината.

В целом, с нынешним парком локомотивов и при выполнении плана производственными цехами грузоперевозки выше 700 000 тонн вполне железнодорожникам по силам. Во всяком случае, такие надежды возлагает на ПЖТ производственный отдел, судя по оптимистичному ноябрьскому плану – 752 700 тонн.

– За три недели ноября при плане 518 250 тонн мы перевезли 476 367, то есть выполняем план на 91,9 процента. Причины отставания – отсутствие вагонов под офлюсованный концентрат для ММК с Лебяжки и известняк для Качканара. Кроме того, задержали около 3 000 тонн руды «Святогора». Отсутствие вагонов – еще одна наша постоянная проблема, которую тоже никакой математической моделью не спрогнозируешь. В октябре мы почти 7 дней стояли без порожняка, а под конец месяца прибыло порядка 200 вагонов. А их ведь все надо подготовить под погрузку. И пропускная способность путей строго ограничена. Но благодаря тому, что вагоны все-таки пришли, у нас получилось сработать на 718 000 тонн. Несмотря на все трудности, мы выполнили этот объем.

Записала Юлия Григорьева.