В этом году механический участок Лебяжинского аглоцеха отметил юбилей вертикального гидравлического пресса. Станку исполнилось 50 лет.
Кто-то скажет, возможно, что это странно – отмечать юбилей оборудования. Да ведь и пресс необычный.
Во-первых, это самодельный станок, у которого даже нет заводского серийного номера, потому что изготовлен он не на заводе, а непосредственно в цехе – «коллективом лебяжинского участка РМЦ в честь ХХIV съезда КПСС 20 марта 1971 года». Именно так гласит табличка, которую создатели пресса выгравировали и приварили к своему детищу. А во-вторых, этот самодельный пресс, несмотря на свой возраст, – единственный пресс на ВГОКе, а потому и самый востребованный станок в механической мастерской ЛАЦа.
Вот, к примеру, встала в связи с износом на дробильно-обогатительном участке шахты «Южная» дробилка Sandvik № 35.
– Из-за повышенной вибрации электродвигателя были абсолютно разбиты подшипники и муфты, изношен вал, – пояснил главный механик шахты Владимир Денисов. – Двигатель отправили в ремонт, а вал – в механическую мастерскую ЛАЦа. Замена подшипников и сальников на вале производится только при помощи пресса, а на Лебяжке – единственный хороший пресс. Мы регулярно, раз в год, отправляем туда вал дробилки Sandvik. Обещали сделать, но не сразу. У них на этот пресс – очередь.
– Вот он, этот вал с ДОУ «Южной», – показывает электромеханик ремонтно-механического участка ЛАЦа Владимир Горохов. – Уже запрессован и готов к отправке, на днях заберут. Вот еще привезли барабан экскаватора ЭКГ-5А, тоже надо шестерню на нем поменять при помощи пресса. В прошлом месяце такую же работу делали для ВОЦа. Распрессовка вал-эксцентрика для ВОЦа – тоже наша постоянная задача. Оттуда же часто привозят вал-шестерни мельниц для полной замены подшипников, втулки и полумуфты. Это достаточно большая деталь – больше двух метров длиной. Для электриков полумуфты на двигатели надеваем, насосы для ревизии разбираем. Все это – с помощью нашего вертикального пресса. Этот станок у нас не простаивает.
Механическая мастерская на Лебяжке – внушительная. Правда, токарных станков здесь всего четыре единицы, но это только те, что в рабочем состоянии. Токари – Сергей Байлевич и Александр Коробейников – настоящие ювелиры. Еще один токарь, Сергей Кульченко, любит изготавливать габаритные детали.

– А токарь Денис Фатыков устроился пару месяцев назад, еще учится, – сообщает Горохов. – А учиться здесь есть у кого. Токари у нас – высший класс!
Кроме токарного оборудования, в ремонтно-механической мастерской ЛАЦа есть и многое другое: карусельный станок, долбежный станок немецкого производства, две пилы холодной резки, зубо-фрезерный и консольно-фрезерный станки, горизонтальный пресс и прочее оборудование. Но становым хребтом мастерской, ее центром является все же самодельный гидравлический вертикальный пресс. Допуск для работы на нем имеют лишь два человека. Один из них – Анатолий Скороходов – сегодня в смене.
– В прошлом году мы уже ремонтировали станок – заменили поршень, который создает давление, – рассказывает Анатолий. – А скоро будем менять самодельный гидроцилиндр на новый – заводской, он уже заказан. Обновим наш раритет, и пресс еще поработает.
– Это, конечно, замечательно, что 50 лет назад люди воплощали такие сложные задачи, это действительно достойно уважения, – замечает Владимир Горохов. – Мы бы сейчас такой пресс не сделали. А, Анатолий Геннадьевич?
– Не знаю, чертежи надо, – неуверенно отвечает Скороходов.
Вертикальный самодельный пресс не просто изготовлен, он сделан с большим запасом прочности – 50 лет отработал на Лебяжке, и на свалку его выбрасывать не собираются. Поэтому юбилей пресса – это не только занимательный факт, но и повод еще раз вспомнить о его создателях из ныне несуществующего ремонтно-механического цеха. Имя создателя история сохранила – начальник лебяжинского участка РМЦ Арий Сергеевич Киселев. Пресс был изготовлен по его чертежам и под его руководством.
– Арий Сергеевич рассказывал, что его даже премировали за эту разработку почетной грамотой и 10 рублями, – уточняет заместитель ЛАЦа по ТО и Р Айк Арутюнян. – Деньги немалые по тем временам, но и не очень большие. А цех до сих пор пользуется его станком и вспоминает Ария Киселева добрым словом.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ