С 20 марта у помощников машиниста локомотива, переобучающихся по профессии машинист электровоза, началась производственная практика.

В общей сложности на практику вышло шесть помощников машиниста: один человек проходит переобучение в Обогатительном районе и пятеро – в Агломерационном. Кроме помощников машиниста, в течение последнего месяца производственную практику в Агломерационном районе проходят и четверо студентов железнодорожного техникума.

– Они приходят к нам на преддипломную практику, ничего не умея, и получают на ВГОКе две профессии – составителя поездов и помощника машиниста, а также право кантовки думпкаров, – комментирует начальник Агломерационного района Дмитрий Иванов. – Двое ребят в марте уже прошли производственную практику и работают сейчас самостоятельно, и еще двое продолжают обучение. Если и они надумают вернуться после защиты диплома на наше предприятие, мы сразу получим готовых специалистов.

Видимо, за счет этих ребят и будет пополнен штат помощников машиниста в Агломерационном районе, а нынешние помощники, завершив переподготовку и сдав в мае экзамены, будут самостоятельно управлять электровозами уже в качестве машинистов. Сейчас же они учатся тонкостям профессии под бдительным присмотром опытных коллег.

С одной из таких локомотивных бригад, где машинист является инструктором, а помощник машиниста – обучающимся, я и познакомилась. Прокатиться в этот раз не получилось. Состав только что доставил шламы на вагоноопрокидыватель и ожидал сигнала на выгрузку сырья. Этой паузой мы воспользовались, чтобы поговорить о специфике работы в ПЖТ ВГОКа и плюсах повышения квалификации.

Машинист электровоза Андрей Пузырев на ВГОКе недавно – всего четыре года, но имеет 27-летний стаж работы на РЖД, поэтому ему доверяют обучение новичков.

– Примерно раз в полгода за мной закрепляют нового ученика. В основном это наши ребята, повышающие квалификацию, как Виктор, которого сейчас обучаю. От студентов техникума они отличаются разительно. Они уже прекрасно представляют специфику работы, имеют все необходимые навыки. А студенты – это по сути люди с улицы, которые с трудом ориентируются на производстве и локомотив знают только по книжкам. Да и то не всегда их читают.

В этом смысле система обучения у железнодорожников очень продумана: из составителя поездов в машинисты электровоза ни под каким предлогом не перепрыгнешь. По каждой специальности, последовательно поднимаясь по карьерным ступенькам, необходимо отработать определенный стаж, чтобы набраться опыта.

У Виктора Сосновских за спиной четыре года работы в качестве помощника машиниста – достаточный срок, чтобы начать осваивать профессию машиниста. Работая на производстве, этот активный молодой человек учится в техникуме по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава», живет по принципу «Учиться всегда пригодится» и никаких экзаменов уже не опасается:

– Я сдал экзамены на право кантовки думпкаров, на составителя поездов, на дежурного стрелочного поста, на помощника машиниста. Сдам и на машиниста электровоза, учиться я люблю. Машинист-инструктор у меня опытный, я – тоже помощник грамотный, так что бригада у нас, считаю, квалифицированная. Мы умеем работать.

– На ВГОКе от машиниста электровоза требуется максимум сосредоточенности и внимания, – уверен Андрей Пузырев. – На РЖД я водил составы на дальние расстояния: «оттолкнулся», и вперед, сигналы только смотри. А здесь, на лебяжинской площадке, исключительно маневровая работа. Если голову не будешь включать, можно такого наворотить! А бывает, что все пути вагонами заставлены, и проехать никуда не можем. Но такое в последнее время очень редко случается.

– Нам сегодня необходим приток свежих кадров, – считает машинист-инструктор дневных бригад Агломерационного района Алексей Хионин. – Поэтому их обучение – одна из важнейших наших задач. Замечаний к ребятам, находящимся на переподготовке, у машинистов нет. К делу подходят ответственно. Учатся не только управлять электровозом, но и самостоятельно устранять его мелкие неисправности. И самое главное: повышающие квалификацию помощники машиниста на практике обучаются безопасному движению на железной дороге ВГОКа. 13 мая у ребят экзамен, и мы очень рассчитываем на свежее пополнение машинистов.

Юлия Григорьева.
Фото автора.