Помощники машинистов локомотива на ВГОКе вернулись к учебникам – на предприятии железнодорожного транспорта идут полугодовые курсы повышения квалификации.
Теоретические занятия начались 9 ноября, закончатся они 19 марта. Затем под руководством опытных машинистов-инструкторов пройдет производственное обучение профессии машинист электровоза, то есть практика. А 13 мая будущих машинистов электровоза ожидает экзамен, принимать который будет комиссия ВГОКа. Пока же изучение теории находится в самом разгаре.
– Теоретические занятия включают в себя несколько дисциплин, – поясняет инструктор производственного обучения Александр Фирсов. – Я преподаю экипажную часть, спецкурс «Графики движения» и правила технической эксплуатации железных дорог РФ, электрические схемы и управление электровозом ребята изучают под руководством машиниста-инструктора Сергея Юрьевича Кротова, Владимир Петрович Кашкур преподает дисциплины «Автоматические тормоза» и «Охрана труда».
Группа кандидатов в машинисты в этом году невелика – шесть человек. Это объясняется несколькими причинами, одна из которых – строгий критерий отбора. Помощник машиниста, желающий повысить квалификацию и самостоятельно водить локомотив, должен отработать в ПЖТ на должности помощника не менее полутора лет.
– Такое ограничение необходимо для того, чтобы человек познакомился с характером и особенностями нашей работы, узнал профиль пути, адаптировался в коллективе, – считает Александр Григорьевич. – За это время и машинисты-инструкторы успевают неплохо познакомиться с новичком и понять, готов ли он к работе по профессии машинист локомотива. Профессия сопряжена с повышенными требованиями к безопасности, поэтому и кандидаты, которых мы обучаем, должны обладать повышенной ответственностью. Вторая причина такой малочисленности группы – недостаточно большая разница между зарплатами машиниста локомотива и помощника машиниста, хотя вся ответственность за локомотив, помощника, груз и безопасность движения лежит именно на машинисте. В то же время условия труда у помощника машиниста более суровые, ему приходится совмещать три профессии: помощника машиниста локомотива, составителя и кантовщика думпкаров. И, наконец, третья причина заключается в том, что в ПЖТ приходит мало молодежи, а ведь обучение новым знаниям – это прежде всего дело молодых.
В этом году проведение курсов повышения квалификации на ПЖТ осложнено внешними и внутренними трудностями. Во-первых, в связи с дефицитом кадров на ПЖТ помощники машиниста проходят обучение без отрыва от производства. Вторым препятствием стали, как и везде, карантинные ограничения. Поэтому Александр Фирсов с коллегами активно использует опыт дистанционного обучения, и они проводят индивидуальные занятия.
Машинистов локомотивов на ПЖТ сегодня не хватает, поэтому подразделение заинтересовано в проведении курсов повышения квалификации. А в более глобальном смысле в них заинтересован и комбинат: проблемы железнодорожников – это проблемы всего ВГОКа. Новое пополнение машинистов отчасти решит кадровую проблему. К тому же шесть кандидатов учатся, по словам Александра Фирсова, с интересом:
– А ведь чем лучше обучен машинист электровоза, тем меньше у него внеплановых заходов в депо, потому что многие неисправности он может устранить на линии самостоятельно. Я считаю, из этих ребят толк будет.
Юлия Григорьева.
Comments by ВГ