В рамках предстоящего технического перевооружения шахты «Естюнинская» главный инженер шахты Евгений Брыляков посетил несколько горнорудных предприятий.
Ему предстояло детально познакомиться с технологией разработки месторождений с помощью подземного самоходного оборудования. О результатах своих поездок Евгений Брыляков рассказал «Высокогорскому горняку».
– Евгений Борисович, о самоходном оборудовании мы уже писали. Настолько ли необходимо оно сегодня ВГОКу и, в частности, вашему подразделению?
– К такому шагу нас вынуждает нынешнее состояние шахты. На сегодняшний день вскрытые запасы «Естюнинской» практически иссякли – их осталось на четыре года работы. При этом шахта располагает разведанными запасами руды на 50 лет работы, но мы не можем до них добраться. Необходима проходка новых стволов и строительство нового горизонта. Идти по этому пути уже поздно – надо было приступать 10-15 лет назад, и сегодня мы имели бы вскрытые запасы. Но если и сейчас мы не предпримем никаких действий, то шахту через три года можно будет закрыть. Она станет нерентабельной, в отработке останется лишь один горизонт, и производительность упадет до 300 000 тонн в год. Единственным спасением «Естюнинской» осталось новое современное высокопроизводительное оборудование, которое давно используется на всех крупных шахтах. Его наличие позволит изменить систему разработки и добраться до разведанных запасов без строительства нового горизонта.
– Для того чтобы познакомиться с новой для ВГОКа технологией, вы посетили несколько предприятий?
– Да, я побывал в ЕВРАЗРУДЕ в шахте «Шерегешская», в Гайском ГОКе – в шахте «Эксплуатационная», и у наших ближайших коллег на Бакале – в шахте «Сидеритовая». И в ЕВРАЗРУДЕ, и в Гайском ГОКе уже давно используют эту технологию и подняли производительность в два – три с половиной раза. На «Шерегешской» все еще продолжают совмещать старую технологию с новой, и тем не менее ее производительность с 1 800 000 тонн в год увеличилась до 5 000 000 тонн. Шахта «Эксплуатационная» благодаря новому оборудованию также совершила качественный скачок добычи с 4 200 000 тонн в год до 10 000 000 тонн. Если грузоподъемность наших скипов ограничена 10 тоннами, то в Гайском ГОКе действуют скипы грузоподъемностью 57 тонн. Очень мощная шахта, она полностью перешла на новую технологию, исключив старые методы проходки, бурения и добычи. И сегодня в «Эксплуатационной» – целый парк современного самоходного оборудования.
– Наверное, такой парк стоит целое состояние?
– Самый большой плюс самоходной техники – ее производительность, а самый большой минус – цена. В среднем стоимость одной новой погрузочно-доставочной машины варьируется от 40 до 50 миллионов рублей, проходческой машины – от 60 до 70 миллионов. В основном это импортная техника. Но некоторые российские машиностроительные предприятия уже начали осваивать ее производство. В частности – екатеринбургский «Машиностроительный холдинг». У этого предприятия мы и собираемся закупить проходческую карету стоимостью 39 миллионов рублей. Мы уже съездили в Екатеринбург и посмотрели эту машину, которую нам, кстати, рекомендовали проходчики на шахте «Эксплуатационная». Проходческая карета с гидравлическим перфоратором будет бурить шпуры для проходки выработок, причем ее производительность будет в четыре раза выше нашей нынешней. На машине предусмотрено гидравлическое бурение. Если сейчас глубина наших шпуров не превышает 1,8 метра, то проходческая карета бурит шпуры на 3,5 метра. А это – более высокое качество взрывных работ. К тому же карета мобильна, универсальна, а ее скорость бурения – очень впечатляет: 400 шпуро-метров машинист проходческой кареты отбуривает за смену, причем сидя в кабине машины, нажимая на тумблеры и кнопочки. Плюс сотрудничества с «Машхолдингом» заключается не только в льготных условиях продажи, но и в возможности бесплатного гарантийного обслуживания техники в течение года. Удобно и то, что компания находится не за тридевять земель, а в двух часах езды от шахты.
– С проходкой понятно, но для полноценного применения современной технологии одной машины, наверное, недостаточно?
– Да, еще необходимы погрузочно-доставочные машины. И две такие машины шведского производства, правда, технически неисправные, нам должны привезти с Бакальского ГОКа. С этой целью – оценить техническое состояние оборудования – мы и ездили в Бакал. Состояние, прямо скажем, ниже среднего – машины, в течение последних лет служившие донорами, нуждаются не просто в капитальном ремонте, а в восстановлении. Обслуживающая многие предприятия Южного Урала фирма «Сервис-союз» берется реанимировать это оборудование, уже даже составлена первоначальная дефектная ведомость – на восстановление одной машины потребуется в среднем пять – шесть миллионов рублей. Ремонт каждой займет три – четыре месяца. Также рассматривается вопрос по выбору техники для очистного бурения. На сегодняшний день составлена конкурентная карта, где представлено оборудование разных мировых производителей с различными критериями, такими, как цена, условия поставки, ремонтная инфраструктура, оценка надежности. На основании этих критериев генеральный директор будет ставить точку в выборе самоходного оборудования. Нам надо хотя бы начать работу с применением новой технологии. В лучшем случае проходку с помощью новой самоходной техники мы начнем уже летом.
– Представим, что все получилось – на «Естюнинской» работает несколько единиц современного самоходного оборудования. Что дальше?
– Проектным институтом ОАО «Уралмеханобр» была проведена научная работа: разработан комплекс технологических решений и выданы технические рекомендации, на основании которых ведется составление локального проекта. На первом этапе, в течение трех лет, мы собираемся параллельно отрабатывать старую и новую технологии, а далее планируем полный переход на систему разработки с подэтажным обрушением и торцовым выпуском руды, что предусматривает закуп дополнительных единиц самоходной техники. Наша задача – выйти к 2025 году на годовую производительность 1 200 000 тонн. Проектом предусмотрена отработка южного участка № 1 в этаже минус 240 – минус 300 метра. Там залегает наиболее богатая руда, содержание железа в которой достигает 40 процентов. Параллельно будут вестись работы по подготовке к отработке участка № 2 северной части рудного тела в этаже минус 180 и минус 240 метра. Будущее у нашей шахты – перспективное. Я работаю на «Естюнинской» уже 25 лет, поэтому судьба её мне небезразлична. Надо сделать все, чтобы «Естюнинская» совершила этот качественный скачок из прошлого века в нынешний.
Юлия Григорьева.
Фото автора и из архива Евгения Брылякова.
Comments by ВГ