Последние дни января ознаменовались для ДОУ «Южной» чрезвычайной ситуацией – практически одновременно вышли из строя обе дробилки мелкого дробления.
Остановка дробилки Sandvik № 35 произошла 25 января.
– По приводу началась утечка масла, причем в достаточно большом количестве, что само по себе говорит о серьезной неисправности, – рассказывает главный механик «Южной» Андрей Самосудов. – Для того чтобы определить эту неисправность, дробилку, естественно, пришлось остановить и разобрать. Выяснили, что разрушился сепаратор подшипника и порваны резиновые уплотнения. Уже около восьми месяцев дробилка работает на изношенных бронях, и вот результат. Брони на 35-ой меняли в последний раз 8 мая, следующая замена планировалась в августе 2019 года, но запчасти так и не привезли. В итоге получили аварийную остановку. Сейчас ждем брони, подшипники для горизонтального вала, уплотнения, которые тоже требуют замены. Надеемся, что в течение недели запчасти подвезут.
Буквально через несколько дней – 29 января – произошла аварийная остановка дробилки КМД-2200Т1 № 45. Отремонтировали ее оперативно, но расследование причин аварии до сих пор продолжается.
– На этой дробилке произошел скол зуба на вале-эксцентрике, – продолжает Андрей Самосудов. – В связи с нарушением баббитового слоя пришлось менять и другие запчасти по максимуму: коническую втулку и сферический подшипник. Дробилка № 45 – отечественного производства, ее обслуживание и ремонт – в разы проще. К тому же у нас был резерв необходимых запчастей, благодаря чему удалось быстро ввести ее в работу.
– Работа понятная, мы не раз ее выполняли, – оценивает прошедший ремонт механик ДОУ Алексей Смарыгин. – Время, запчасти и люди – все, что нужно. Но поднять в тот момент людей на внеочередной ремонт было очень сложно. Дробилка стояла под завалом и сначала около пяти часов мы ожидали, пока ее очистят от сырья. Потом приступили к осмотру, проверили электродвигатель, выяснили, что не вращается привод дробилки, начали ее разбирать и обнаружили скол зуба на вале-эксцентрике. После того как собрали и запустили дробилку № 45, она отработала всего одну смену: вышли из строя подшипник на электродвигателе и подшипник на дробилке. Пришлось возобновлять ремонт. Окончательно запустили 45-ю только 31 января.
Все это время Алексей Смарыгин и исполняющий обязанности начальника дробильно-обогатительного участка Александр Чернов буквально жили производством, героически спасая оборудование. Теперь пришла очередь для подвига электрика ДОУ Александра Токмянина, потому что непосредственно перед моим приездом на «Южную» утром 6 февраля произошла еще одна авария – вышел из строя электродвигатель пластинчатого питателя, по которому поступает сырье Центрального карьера.
– Электросхема пластинчатого питателя давно морально устарела, – поясняет Александр Токмянин. – Подобные электродвигатели постоянного тока уже сняты с производства. Именно поэтому мы хотим уйти от этой схемы и в течение уже нескольких лет постоянно заказываем в титул оборудования частотный преобразователь. Тогда у нас появится возможность установить на пластинчатом питателе обычный асинхронный двигатель. Надеемся, что хотя бы в 2020 году нашу заявку выполнят, а пока ждем двигатель из ВОЦа. Он немного другой конструкции, поэтому придется подумать над его установкой.
Александр Дмитриевич отвлекается на телефонный звонок: оказывается, двигатель из ВОЦа только что привезли. Электрики дружной командой отправляются выгружать оборудование и приступать к срочному ремонту.
Если посмотреть на ситуацию глазами постороннего, то вывод очевиден: оборудование ДОУ в плачевном состоянии – постоянные простои и аварийные ремонты.
– Любое оборудование может выйти из строя, поэтому нельзя работать без резерва. Где резерв запчастей, где? – как мантру повторяет Александр Чернов. – Нельзя аврал возводить в систему, а иначе в наших условиях не получается. Вчера ночью мы впервые в этом году переработали более 5 000 тонн сырья за смену, потому что ни разу не остановились из-за непредвиденных поломок. Но это в наших условиях не норма, а чистое везенье, хотя мощности фабрики позволяют перерабатывать 6 000 тонн в смену – были бы запчасти и качество подаваемого сырья в пределах планового значения.
Но на данный момент проблемы и с тем, и с другим. И все же, несмотря на состояние оборудования и положение о премировании, начальник «Южной» Сергей Приходько ставит перед дробильно-обогатительным участком задачу выдать концентрат СМС максимально высокого качество.
– Мы, конечно, работаем над выполнением этой задачи, но, судя по статистике первой недели февраля, сделать это будет сложно, – признает Чернов. – Причина – качество исходного сырья.
В связи с несвоевременным поступлением взрывчатых материалов добыча руды из долгожданного блока № 13 горизонта минус 240 метра откладывается.
– Блок находится в работе, но на сегодня руды в камере уже не осталось, – комментирует главный инженер «Южной» Андрей Лазукин. – Последние веера, отбуренные в камере, мы должны взорвать за две недели до проведения специального массового взрыва. Делать это раньше нецелесообразно и рискованно, иначе может пострадать устойчивость камеры. Информацией о том, будет ли своевременное поступление взрывчатых материалов, мы пока не располагаем, поэтому перенесли взрывные работы по камере с 8 на 23 февраля. Если к концу месяца поступят взрывчатые материалы для специального массового взрыва, то со 2 марта мы встаем на зарядку, а 8 марта производим взрыв. На данный момент добыча идет из 12 блока, который уже на исходе – большинство дучек выбрано, и идет активное засорение сырья. Но работать на них мы вынуждены, чтобы выдать необходимые объемы. Тем не менее, надеемся немного поднять среднее содержание железа в руде шахты за счет подготовки новой добычной точки в 29 блоке на горизонте минус 160 метра. Буквально сегодня включаем ее в работу.
Проблемы шахтеров тут же трансформируются в проблемы обогатителей.
– Грубо говоря, каждый блок имеет свой коэффициент обогатимости, то есть прыгнуть выше головы без потери железа в хвостах у нас не получится, – продолжает Александр Чернов. – В такой ситуации всегда выручала богатая руда Центрального карьера. Выручит ли Центральный карьер в феврале? Сомневаюсь. Там сменился подрядчик. И если прежний подрядчик – компания «Альянс» – располагал серьезной горной техникой, то у нынешнего подрядчика мы таковой не наблюдаем. А значит, нам остается одно: выставить максимальные обороты на всех сепараторах, шибера поджать к барабанами и отслеживать содержание железа в хвостах, не допуская его потери. Или надеяться, что скорректируют план.
План действительно был скорректирован, и на данный момент у ДОУ «Южной» есть все шансы выполнить план февраля по объему и качеству. Тем более что и электрики не подвели – завершили монтаж двигателя и запустили пластинчатый питатель в тот же день.
– Спасибо руководителям ВОЦа, – говорил позже Чернов. – Если бы не выручили нас с двигателем, питатель бы до сих пор стоял. Но высокогорские обогатители понимают, что наш простой и их может привести к простою. А вообще – все мы в одной лодке: работаем с колес, при пустых складах, поэтому любая авария в любом из цехов может сказаться на работе всего комбината.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ