Ноябрь, а вместе с ним и морозы неумолимо приближаются, поэтому каждый погожий день для путейцев ПЖТ – на вес золота.

– Досадно, что материалы в этом году начали поступать так поздно – к концу теплого сезона, – сожалеет начальник цеха пути Павел Карманов. – Работы очень много: у нас масса закрытых путей, которые надо приводить в порядок, после осеннего осмотра их количество еще увеличилось, плюс строительство съезда 55-59 на станции ЛОФ. Да и постоянную нашу задачу – текущее содержание путей – надо выполнять ежедневно. При регулярной нехватке материалов делать это становится все сложнее.

Тем не менее, путейцы успевают проводить и крупные ремонты. Один из них прошел во второй половине сентября на съезде 1-7 станции Рудная.

– Мы планировали провести капитальный ремонт первого объема, но пришлось довольствоваться вторым объемом, то есть не полностью менять рельсошпальную решетку, а только шпалы и единичные скрепления – подкладки, костыль, – продолжает начальник цеха пути. – Ситуация на этом съезде была предельно критической еще с весны 2018 года. Все это время мы усиленно контролировали состояние этой железнодорожной ветки, поскольку она единственная идет в направлении НТМК, в сторону станции Заводская. Но временные «припарки» уже исчерпали свое действие, стало очевидно, что в эту зиму мы не сможем там ездить. Возникла бы проблема, потеряй мы дорогу на НТМК, но разрешить ситуацию удалось благодаря усилиям коллектива участка пути Агломерационного района и его начальника Андрея Вдовина. Ребята произвели полную замену шпал съезда 1-7 – 87,5 метра и 30 процентов бруса на стрелочном переводе № 7.

Доделывать стрелочный перевод участок планирует чуть позже. Пока же его работники были переброшены на выполнение других заданий: строительство трассы съезда 55-59 на станции ЛОФ и ремонт 43 пути станции Погрузочная.

На строительстве съезда 55-59 я побывала 9 октября.

Трасса уже готова на 98 процентов, скальный щебень завозится и укладывается на место снятого грунта для устройства подушки балластной призмы. Техники – предостаточно.

– Сегодня здесь работают два самосвала, погрузчик и грейдер, – комментирует начальник аварийно-восстановительного участка Алексей Вдовин. – Вся техника – из автоцеха. Это подразделение – пока главное действующее лицо на строительстве. Как только привезут материалы, к работе вплотную приступит наш аварийно-восстановительный участок. Частично материал уже поступил в цех: пришли рельсы, брус для врезки стрелочных переводов. А вот металлические части к ним, шпалы и костыль обещают лишь в середине октября. К этому времени земля может успеть промерзнуть.

Чтобы не столкнуться еще и с этой проблемой, уже сейчас путейцы вырезают балласт там, где по проекту будет уложена стрелка с 55 пути на 59-й. Сегодня строительные работы идут без «окна», что называется, по запросу, то есть прерываться и пропускать локомотивы приходится регулярно. Последние 30 метров трассы отсыпают в стесненных условиях: техника крупногабаритная, вокруг пути, словом – не развернуться. Но погрузчик умудряется срезать грунт и аккуратно грузить его в самосвал.

– Я работаю водителем погрузчика в автоцехе уже четыре года, но на этот участок впервые попал, – говорит Александр Быков. – Грунт здесь хороший – вполне мягкий.

Не прошло и десяти минут, как этот хваленый грунт выдает сюрприз – два чугунных обломка: один небольшой, но крепко вросший в землю, второй – солидная плита.

– Если бы отверстие в этой железяке было, мы бы ее в два счета выдернули. Ну, ничего, что-нибудь придумаем, – не унывает Алексей Вдовин. – Сейчас трос принесу. Мы на этой трассе уже три тросика порвали.

Неудивительно. Кроме подобных неожиданных находок, путейцам и службе энергоснабжения пришлось убирать и стоящую на пути трассы опору. Впрочем, хлопоты с опорами и контактной сетью еще впереди.

– Из существующих опор мы оставим примерно пять процентов, – информирует Павел Карманов. – Еще одна опора будет демонтирована и установлены новые – порядка 15 штук. То есть, после укладки пути на строительстве съезда к нам присоединится служба энергоснабжения – им работы тоже хватит.

До октября работы на строительстве съезда шли в графике, но настал момент, когда путейцам пришлось отвлечься от масштабного проекта ради подготовки к зиме. В числе таких ремонтов – ремонт 21 пути, на котором мне также удалось присутствовать.

Этот ремонт приурочен к полуторасуточной остановке Лебяжинского аглоцеха. Такую возможность путейцы ждали давно, готовились к ней, и уже с утра 10 октября приступили к работе. То есть, собирались приступить – уже в 8.30 все были «под ружьем», но подготовка затянулась. Пока ждали кран со станции Рудная, пока переставляли вагоны, освобождая путь, утро упустили. Об этом при новой встрече мне и поведал Алексей Вдовин:

– Постараемся, конечно, сегодня все сделать, а на завтра оставить только финишную выправку пути.

Сегодняшняя задача аварийщиков – замена 100 метров рельсошпальной решетки, причем сгнившие деревянные звенья надо заменить на бетонные.

– С деревом проще работать, чем с бетоном – оно легче, но деревянных звеньев у нас нет. Есть надежда, что бетонные звенья прослужат дольше, – сообщает Алексей. –

– Работать опять приходится в стесненных условиях, – продолжает Алексей Вдовин. – Со всех сторон пути, поэтому старый балласт отгружать некуда, под него поставили думпкары. У машиниста крана задача особенно серьезная – стрела поднята, а рядом проходит контактная сеть. Мы привлекли службу электроснабжения, контактникам удалось немного оттянуть контактную сеть в сторону, но все равно работаем предельно осторожно.

Здесь же, на Лебяжке, недалеко от брата работает второй Вдовин – Андрей. Коллектив участка пути Агломерационного района производит замену сгнивших шпал на 43 пути, ведущем на вагоноопрокидыватели – порядка 40 метров.

– Но это не все: разберемся со шпалой, начнем производить переукладку рельсов, – комментирует Андрей. – Видите, на кривой поворота, где домкраты на рельсах стоят, путь не плавно поворачивает, а на стыках рельсов видны углы. Такого ни в коем случае не должно быть. Эти рельсы снимем и положим более длинные, выправив кривую.

Примерно такую же задачу 10 октября, но уже на 103 пути станции Центральная выполнял коллектив участка пути станции Центральная под руководством Андрея Быкова.

Несмотря на то что сезон ремонтов практически завершен, путейцы трудятся без устали, хотя на самом деле усталость, конечно, накопилась. А впереди – все новые ремонты.

– Надо приводить в порядок на пятом посту въезд на вагоноопрокидыватели и в гаражи размораживания, – перечисляет начальник цеха пути. – Третья и четвертая секции гаражей размораживания закрыты для движения из-за сплошной гнилости шпал. Метраж путей – около 350-400 метров, но объем работы – огромный. На 12 посту 101-102 путь над зоной обрушения тоже надо регулярно приводить в порядок. На все эти ремонты нужны материалы. Пока же в их ожидании мы максимально занимаемся земляными работами, чтобы не отвлекаться на них, когда поступят материалы для ремонта. Но все наши планы могут сорвать резко наступившие морозы.

Юлия Григорьева.
Фото автора.