Виктор Кожеватов.Виктор Кожеватов.Недавно отметил свое 80-летие начальник пусконаладочного участка «Горэлектромеханомонтажа» Виктор Кожеватов.

Юридически Кожеватов – представитель подрядной организации. Тем не менее, на ­ВГОКе его считают своим. Что, в общем-то, немудрено. Виктор Иванович – умный, общительный, улыбчивый – умеет расположить собеседника к себе. Да не в одном обаянии тут дело.

– Я Виктора знаю лет 40, – говорит бывший главный инженер, а ныне диспетчер «Магнетитовой» Вячеслав Носков. – Для него не существует слова «нет». Ночь, полночь – если надо помочь, значит, надо.

Бóльшую часть жизни Кожеватов так или иначе был связан с комбинатом. А именно – с его шахтами. Началось все ни много ни мало 61 год назад – в августе 1958-го. Витя Кожеватов с дипломом горного техникума в кармане отправился в Тульскую область – на шахты Подмосковного буроугольного бассейна. Однако советская система распределения дала неожиданный сбой: работы для новоиспеченного электромеханика не нашлось.

– Мне сказали: специалисты нам не нужны, – вспоминает Виктор Иванович. – И рабочего места, сказали, для тебя нет: не знаем, как своих трудоустроить. В общем, дали мне об этом справку, и поехал я назад. А в Тагиле выдали новое направление – в ОКС Высокогорского рудоуправления.

ОКС в ту пору занимался проходкой устья ствола «Клетевая» – так Кожеватов впервые оказался на «Магнетитовой» в должности дежурного электрослесаря. Работы оказалось много – как производственной, так и общественной: комсомольцы избрали активного и ответственного парня секретарем первички. Но вскоре из рудоуправления пришлось уволиться – так жизнь распорядилась.

Вспомним ситуацию конца 50-х в горнодобывающей отрасли Урала: запасы магнитного железняка, лежавшие на поверхности, оказались исчерпаны, за рудой нужно было спускаться все глубже и глубже. В январе 1959-го по инициативе Свердловского совнархоза для строительства новых шахт и реконструкции действующих был создан трест «Востокшахтопроходка».

– Всех, кто работал в ОКСе, перевели в трест, – рассказывает Кожеватов. – Тогда он назывался «Свердловскрудстрой». А управляющим назначили Канделя. Так нас и называли – «Кандельстрой». Я в электрослесарях недолго задержался, пошел на повышение, стал механиком водоотлива на стволе «Магнетитовая-бис». А дальше перевели меня в проектно-сметный отдел старшим инженером. Там я продержался год – хотелось живого дела. Работали здесь хорошие ребята из Кизиловского управления – Шилоносов, Шмидт. Они занимались монтажом и наладкой горно-шахтного оборудования – подъемных машин, компрессоров… Меня направили к ним на учебу. Вот с 1962-го и по сей день я этим и занимаюсь.

Виктор Иванович, загибая пальцы, перечисляет: налаживал все подъемные машины, водоотливы, компрессоры и подземные подстанции на «Магнетитовой», «Естюнинской» и «Эксплуатационной». Впрочем, Нижним Тагилом дело не ограничилось: работал в Кушве – на «Южной» и «Валуевской», в Краснотурьинске – на «Северопесчанской».

На Урале тресту становилось тесно. К 1965-му «Востокшахтопроходка» стала предприятием союзного подчинения. Кожеватову пришлось побывать и на скоростных проходках в казахском Хромтау, и на монтаже подъемных машин в Донецке. Не забыть бы и про Актюбинск, Кривой Рог и Норильск…

За 56 лет работы Виктор Иванович изучил все типы горно-шахтного оборудования. А когда приходится сталкиваться с чем-то новым – всегда рад пополнить багаж знаний:

– Знакомиться с агрегатами начинаю с литературы. Сейчас рекомендации очень хорошо пишут – прямо как для первоклассника. Если вдруг нештатная ситуация – опыт выручает.

Несмотря на годы, Кожеватов до сих пор работает и на поверхности, и под землей – там он бывает как минимум раз пять в месяц. Работы хватает повсюду.

– В прошлом году на «Магнетитовой» пришлось после крупного ремонта налаживать тормозную систему скиповой машины на ­ЦШ-4, – говорит Виктор Иванович. – Потом на компрессорной станции ребята из Новосибирска меняли компрессоры, а я их опять-таки налаживал. И дробильным комплексом на минус 530-м горизонте пришлось заниматься – настраивал после ремонта финскую дробилку. И подземные подстанции налаживал – на «Южной», «Естюнинской» и на «Магнетитовой». Здесь очень большой объем работы, ведь подстанция – сердце всего шахтного электроснабжения. Это и бесперебойная работа водоотливной установки, и бесперебойная работа электровозной откатки…

Виктор Иванович – знающий специалист, но возраст есть возраст. И у горняка-долгожителя есть предел прочности. Каков он?

– Уставать, конечно, стал, – признается Кожеватов. – И вижу немного хуже. Но для механика главное – руки. Так что еще поработаю…

Александр Кузьменков.
Фото Юлии Григорьевой.