Геолог Андрей Чуднов для «Магнетитовой» – фигура более чем значимая.
– На него сейчас вся шахта смотрит, – говорит главный геолог комбината Станислав Гайсин. – Он реально способен продлить жизнь «Магнетитовой».
Впрочем, это не единственная причина поближе познакомиться с Андреем Леонидовичем и повнимательнее взглянуть на него.
Детство свое он провел на улице Кооперативной, ныне Семенова – бок о бок с отвалами Главного карьера. А там, скажу по собственному опыту, любознательным пацанам раздолье: найти можно все, от халькопирита до окаменелого дерева. Плюс еще одно обстоятельство: старшая сестра Андрея, Наталья (в будущем – живописец и скульптор, член Союза художников России), в ту пору училась в Уральском училище прикладного искусства на отделении художественной обработки камня. Поэтому дома у Чудновых была небольшая коллекция поделочных минералов, и Андрей еще дошкольником легко отличал розовый узорчатый переливт от голубого флюорита. Не говоря уж о малахите, известном каждому тагильчанину.
Естественно, без колебаний не обошлось: мальчик воображал себя то геологом, то археологом. Но геология взяла верх – сыграли свою роль занятия в профильном кружке клуба «Полюс».
В итоге увлечение стало профессией: после школы Андрей без колебаний подал документы в Свердловский горный институт на специальность «рудничная и шахтная геология». Практику он проходил то на Урале, то в Якутии, на Ыллымахском массиве. И смотрел на него уже глазами профессионала, видел не тайгу и скалы, а типичные алданские сиениты и редкие для тех мест эпидоты. Диплом Чуднов писал о золоте, однако теория осталась теорией: с благородным металлом дела иметь не пришлось.
На «Магнетитовой» Андрей Леонидович с 2009 года. За этот срок он и к коллективу притерся, и детально изучил месторождение – так что расставаться с шахтой не планирует.
Круг обязанностей геолога «Магнетитовой» тот же, что и на любой другой шахте. Чуднов документирует выработки, отслеживает взрывы, прогнозирует качество руды в блоках, готовящихся к отработке. А вот тут впору вспомнить слова главного геолога: на Чуднова смотрит вся «Магнетитовая»…
– «Магнетитовая» трудно прогнозируема, – считает Чуднов. – Запасы есть, но они находятся под городом, где мы работать не можем. Поэтому примерно треть руды нам приходится добывать в отработанных камерах, где качество и объемы предсказать практически невозможно.
На ВГОКе Андрей Чуднов известен не только как крепкий профессионал. Кроме любимой работы, есть у него и хобби – он краевед широкого профиля: изучает все, что связано со Средним Уралом, от истории освоения края до топонимики. Итогом стала книжка «Реки Нижнетагильского округа», где описано около 700 местных рек и речушек.
А еще не так давно он совершенно неожиданно для себя написал рассказ «Тайна», где переплелись все его жизненные интересы – и история, и геология, и краеведение. Андрей Леонидович своеобразно трактовал легенду об уральском серебре и демидовских ефимках – здешние месторождения слишком бедны, чтобы наладить поточную чеканку контрафактной монеты. По версии Чуднова, тагильские заводчики нашли не серебро, а платину, но ничего не сумели поделать с тугоплавким металлом…
– Это у меня случайно вышло, – пожимает плечами Андрей Леонидович. – Написал, послал на конкурс «Серая шейка». Он изначально был детским, а недавно там стали принимать произведения взрослых авторов о детях или для детей. И совершенно неожиданно для себя стал победителем 2016 года…
Сейчас «Тайна» издана отдельной книжкой. Авось кто-нибудь из детишек прочтет и заинтересуется уральскими недрами… Впрочем, для Чуднова это не единственный способ привить школьникам интерес к профессии: он и по сей день поддерживает связи с «Полюсом», помогает проводить городские олимпиады и викторины по геологии.
И последнее нетривиальное обстоятельство биографии: Андрей Чуднов – отец пятерых детей. Что, согласитесь, по нашим временам – практически подвиг.
– У нас три сына и две дочери, – улыбается Андрей Леонидович. – Старшему у нас 19, младшей – пять с половиной…
Через полгода Андрею Чуднову исполнится 50. Честно говоря, он не производит впечатления 50-летнего человека – моложавый, увлеченный, энергичный. И жизненные итоги пока не подводит.
Правильно, рано ему еще.
Александр Кузьменков.
Фото автора.
Comments by ВГ