В конце января, как и планировалось, на шахте «Естюнинская» введен в эксплуатацию долгожданный блок 2Ю с запасами порядка 400 тысяч тонн руды и прогнозируемым содержанием железа более 30 процентов.
Благодаря слаженной и оперативной работе специалистов горно-подготовительного подземного участка № 2, бурового участка № 9, а также крепежного участка № 8, основной объем работ в блоке 2Ю выполнен в срок.
– Нам была поставлена конкретная цель: завершить проходческие работы и запустить блок в очистную выемку в январе, – рассказывает начальник горно-подготовительного участка Андрей Романов. – С задачей мы в целом справились. Поначалу шли со значительным отставанием по проходке горных выработок на горизонте минус 117 метра, туда и были брошены все силы. Днище блока уже было практически подготовлено для проходки отрезного восстающего. Первым этапом работ стало прохождение рудоперепускного восстающего, чтобы появилась возможность отгружать куда-то отбитую породу. Далее мы прошли буровой штрек и отрезной орт, таким образом предоставили возможность буровому участку начать бурение отрезного восстающего. Отрезной орт прошли ускоренными темпами, с проходкой отрезного восстающего также уложились в график. Люди привлекались к работе даже в выходные и праздничные дни. В данный момент идет разделка отрезной щели, то есть началась очистная выемка.
Первые взрывы по разделке отрезной щели были произведены 14 и 21 января. Впереди – еще несколько взрывов. Возможно, этот этап завершился бы быстрее, если бы не значительная длина отрезной щели блока 2Ю. Сейчас шахтеры работают в следующем графике: в выходные – взрыв, в первую половину недели – добычные работы, пока не закончится отбитая руда, во вторую половину недели – подготовка к следующему взрыву.
– Справиться в срок с поставленной задачей удалось, в том числе, благодаря улучшившемуся в последние месяцы снабжению, – отмечает Андрей Романов. – Нас, например, обеспечили, наконец, канатом. Но сейчас остается проблема с проходческими скреперами. Их давно не закупали, поэтому мы пользуемся тяжелыми добычными скреперами, веса которых не выдерживают наши лебедки – выходят из строя электродвигатели. Мы всячески стараемся облегчить скреперы, но это не очень-то помогает – двигатели все равно «горят».
Полюбоваться на такой «проходческий», переделанный из добычного, скрепер я смогла в блоке 2Ю на горизонте минус 120 метра, куда мы спустились вместе с Романовым. Впечатления сложного дорогостоящего оборудования скрепер не производит: чугунный литой агрегат без единого болта. Тем не менее, стоит эта «радость» порядка 200 тысяч рублей.
120-й горизонт уже отработан, добыча здесь не ведется. Сейчас он отдан в распоряжение проходчиков и буровиков: проходка блока 2Ю ведется по проекту именно с этого горизонта.
В перфораторной камере для ремонта проходческого оборудования встречаем мастера бурового участка Кирилла Майорова. Кирилл три месяца назад перевелся на «Естюнинскую» с «Магнетитовой»:
– Когда я пришел на буровой участок, производились подготовительные работы к бурению горизонта минус 117 метра в блоке 2Ю, а на горизонте 169 метра тогда уже бурили. Чтобы ускорить начало добычных работ, мы трудимся спина к спине с проходчиками.
– Хотелось бы, конечно, подготовить для бурового участка более обширный фронт работ, но, кроме буровых выработок, нам приходится проходить и вентиляционные, и подводящие, – замечает Романов.
В подводящей выработке блока 2Ю работает ученик проходчика Евгений Быстров. Евгений – бывший спецназовец. Когда попал под сокращение, сменил одну экстремальную профессию на другую, не менее опасную:
– Я здесь уже три месяца, привыкаю, в шахте нравится. Работа сложная и физически тяжелая, снабжение «хромает».
– Всего на участке сейчас пятеро учеников, и если в итоге один из них останется работать – это уже неплохо, – считает Романов.
Рядом работает машинист буровой установки Алексей Алейников. Перед нашим приходом на его станке оборвало снаряд в скважине, поэтому Алексею сейчас не до разговоров – надо срочно решать проблему.
Так как длина скреперования горной массы составляет уже более 80 метров, в буровом штреке 117 горизонта проходчики задействовали две лебедки: с помощью первой вытаскивают горную массу из забоя, а второй лебедкой подтягивают ее в рудоперепуск, чтобы отправить затем для отгрузки на горизонт минус 180 метра.
В забое работает проходчик Александр Щенников:
– Уже заканчиваем проходку бурового штрека. Есть по этому поводу и удовлетворение, и облегчение. Торопились, гнали – все ждут хороших объемов добычи из блока 2Ю, поэтому и нас поторапливают. Вслед за нами здесь встанет буровой участок – разбуривать веера. Если отбросить вопрос зарплаты, то мне моя работа очень нравится.
– В блоке 2Ю проходкой горных выработок с самого начала занималась бригада Сергея Чепуштанова, а бурением скважин – бригады Алексея Алейникова, Станислава Мартынова и Андрея Зайцева, – комментирует Романов. – Ребята всегда стараются уложиться в поставленные сроки. Но много времени мы теряем на уборку горной массы. Сейчас нам надо будет увеличивать объемы проходки в 16 блоке, чтобы начать отрабатывать в этом году и его. Для решения этой задачи необходимы проходческие скреперы и проходческое оборудование УПБ-1. Если не закупить это оборудование, мы столкнемся с огромными трудностями.
А для добычного участка № 1 основные трудности остались позади. С вводом в эксплуатацию блока 2Ю добычники, подчищавшие в последние месяцы отработанные блоки, могут, наконец, выдохнуть.
– После взрыва 21 января мы отбили 500 тонн горной массы, на этой неделе запланировано взорвать 1000 тонн горной массы, – рассказывает начальник добычного участка № 1 Евгений Брыляков. – Это, естественно, очень мало и объясняется тем, что полноценная добыча, пока идут подготовительные работы по камере, еще не началась. Но с каждой неделей объемы добычи в блоке будут расти. Полноценная отработка блока 2Ю начнется примерно через два месяца – в конце марта. Люди на участке воспряли духом: работать стало легче, с планом справляемся. В январе выполним план и по объемам, и по качеству. Проходчики и машинисты буровой установки молодцы – уложились в сроки, теперь и мы можем нормально работать.
– Для того, чтобы держать запланированное качество, руду из блока 2Ю надо брать дозированно, – уверен начальник шахты Игорь Богачев. – А значит, необходимо разрабатывать новые блоки. Следующий на очереди – блок № 16. На месте мы не стоим. Но запуск в эксплуатацию блока 2Ю, несомненно, стабилизирует работу шахты в целом.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ