Евгений Потапов.Евгений Потапов.Впервые профессиональный праздник День энергетика
был установлен в Советском Союзе Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 23 мая 1966 года в память о дне принятия плана Государственной
электрификации России (ГОЭЛРО) на VIII Всероссийском съезде Советов
в 1921 году.

Поэтому с исторической точки зрения главными
именинниками праздника являются, прежде всего, электрики. О них,
а точнее, об электрослужбе ЛАЦа и пойдет речь.

В ноябре незапланированные простои Лебяжинского
аглоцеха составили 1 123 часа. Из них 18 часов – в связи с
неисправностью электрооборудования. И это при нормативе 7 часов.

При этом общее мнение лебяжинских ИТР сводится
к тому, что проблемы с электрооборудованием в цехе участились. Что же
происходит в электрослужбе ЛАЦа, в каком она состоянии сегодня?

– Количество незапланированных простоев по
нашей вине в последнее время действительно увеличилось, – соглашается
электрик ЛАЦа Сергей Цыпушкин. – И тому есть две причины: изношенное
электрооборудование при нехватке запчастей и молодой, недостаточно
опытный коллектив. В отделе главного энергетика прорабатывался вопрос
о привлечении подрядных организаций для проведения текущих ремонтов
электрооборудования. Это во многом решило бы наши проблемы, но в такую
вероятность я слабо верю.

Ни Сергей Цыпушкин, ни старший мастер по
ремонту электрооборудования участка агломерации Евгений Головских
не могут выделить оборудование, требующее на данный момент максимального
приложения сил и средств:

– Периодически выходит из строя все. Состояние
основного оборудования, технологических кранов требует постоянной
заботы. Наверное, в самом плохом состоянии находится
электрооборудование, установленное в отделении спекания участка
агломерации. Там наиболее тяжелые условия работы, как для людей, так
и для агрегатов – повышенная температура, запыленность и влажность.
На такое оборудование, а также на потенциальные дефекты мы обращаем
особое внимание. А вообще, в основном, работаем в режиме: сломалось –
отремонтировали. Количество человеко-часов на планово-предупредительные
ремонты очень ограничено. К тому же бывает иногда невозможно
предупредить поломку электрооборудования. Как предвидеть, в какой момент
«перегорит лампочка» – через год, неделю или два дня?

В ноябре, например, два незапланированных
простоя на перекидных желобах случились по неожиданной для электриков
причине – из-за отказа пусковой аппаратуры сначала на первой, затем –
на четвертой агломашинах.

– Не припомню, чтобы у нас когда-либо возникали
проблемы с пусковой аппаратурой перекидных желобов, – недоумевает
Сергей Цыпушкин. – Но любое оборудование рано или поздно выходит
из строя.

– В то же время, это только на первый взгляд
кажется, что у нас много простоев из-за состояния электрооборудования, –
комментирует Евгений Головских. – Когда начинаем разбираться,
выясняется, что часть из них связана с неквалифицированной
и неудовлетворительной эксплуатацией электрооборудования технологическим
персоналом: завалили конвейер просыпью или отключили случайно аварийный
выключатель конвейера. По горячим следам такие простои квалифицируются
как простои по электрочасти. Есть и простои, напрямую связанные с
неудовлетворительно проведенным ремонтом или текущим обслуживанием
электрооборудования, но их, во-первых, не так много, а во-вторых, наш
сегодняшний штат и квалификация электриков не позволяют полностью
исключить эти простои.

Штат электрослужбы ЛАЦа насчитывает 24
электрослесаря, три старших мастера и электрика цеха. Сегодня в дневной
бригаде на аглоучастке по штатному расписанию – семь человек. Правда,
один из них в отпуске, двое – в процессе трудоустройства. Фактически
работают четверо, половина из которых – опытные, высококвалифицированные
специалисты. Двое других – новички.

– Несмотря на то, что половину тех,
кто обращается в цех по поводу трудоустройства, мы отсеиваем, потому что
уровень квалификации видно сразу, из оставшихся далеко не все имеют
опыт работы на промышленном предприятии, – рассказывает Евгений
Головских. – Кто-то работал монтажником, кто-то электриком в системе
ЖКХ, кто-то вообще не работал по специальности, хотя удостоверение по
профессии электрика имеет.

– Есть электрики с хорошей квалификацией, но надо
учитывать, что у нас – своя специфика и своя география расположения
электроустановок, отличные от другого места работы требования, –
продолжает Евгений Головских. – При этом в дневной бригаде уже почти
не осталось опытных наставников, которые могли бы заниматься обучением
новичков. Обучают, по сути, мастера, которым хватает обязанностей и по
административной работе.

Вот и сегодня, пока старший мастер по ремонту
электрооборудования аглоучастка Евгений Потапов вместе с опытными
электрослесарями Михаилом Смирновым и Русланом Ибрагимовым занимаются
ремонтом крана № 2, два новичка-электрослесаря под руководством Евгения
Головских меняют электродвигатель на конусной дробилке отделения
коксодробления.

– Это стандартная работа, не требующая особой
квалификации, – объясняет Головских, пока идем к дробилке. – Здесь одна
сложность – значительные габариты и вес двигателя.

Ребят на месте нет, оказывается, они
на складе – снимают вентилятор с вышедшего из строя электродвигателя,
чтобы установить его на двигатель конусной дробилки. Направляемся туда,
а по дороге встречаем дежурного электрика Олега Суворова. Он – яркий
пример предыдущего рассказа Головских, работает в аглоцехе всего три
месяца.

– Конечно, дежурному электрику, как никакому
другому, нужен опыт работы в цехе, но мы предложили новичку эту
должность, потому что необходимо было срочно закрыть штатную единицу.

– Я рискнул и согласился, – улыбается Олег. –
Оборудование, конечно, в ЛАЦе старое, и это не может радовать,
но в схемах потихоньку разбираюсь. Наставник мой Михаил Ващилов знакомит
с оборудованием, все показывает и объясняет.

На складе цеха в глаза бросается огромное количество хранящихся здесь электродвигателей.

– Около 200 единиц самой разной мощности
и назначения, – не без гордости сообщает Евгений Головских. – Они,
естественно, не новые, неоднократно прошли капитальный ремонт. Тем
не менее, резерв двигателей у нас есть. В случае чего, на любом агрегате
мы сможем произвести замену. А вот чего действительно не хватает, так
это постоянно изнашивающихся запчастей: контакторов, катушек, контактов,
башмаков для кранов и экскаваторов.

Новичок дневной бригады Евгений Горшков два месяца как устроился в цех. Он – электрик пятого разряда.

– До ВГОКа работал на КРЗ, – рассказывает Евгений. – Оборудование мало чем отличается, а вот технология – совсем другая.

– Пятый разряд и опыт работы на производстве
стали решающими факторами при приеме Евгения на работу, – уверен
Головских. – Теперь его знания надо адаптировать к нашим условиям.

За последние несколько лет электрослужба ЛАЦа
обновилась более чем на 40 процентов. Сегодня, наряду с текущими
производственными задачами, перед инженерно-техническими работниками
службы стоит более глобальная – создание работоспособного
квалифицированного коллектива.

 

Юлия Григорьева.
Фото автора.