В учебном классе.В учебном классе.Наверное, не менее половины всех работников ВГОКа прошли школу Нижнетагильского горно-металлургического колледжа имени
Е. А. и М. Е. Черепановых. В этом году на предприятие пришли работать еще шесть его выпускников.

Старейшее образовательное учреждение Урала – давний социальный партнер Высокогорского комбината. Как развивается и чем живет горно-металлургический колледж сегодня, насколько популярен среди абитуриентов, продолжает ли сотрудничать с нашим горнодобывающим предприятием? Об этом накануне начала нового учебного года рассказывает директор колледжа Михаил Холкин.

– Михаил Анатольевич, скажите несколько слов о зачислении в колледж. Какой контингент выпускников к вам идет, какие возможности вы им предоставляете?

– Мы набираем выпускников на базе девяти классов. Приходят и одиннадцатиклассники, но они проходят обучение по индивидуальной программе и зачисляются сразу на второй курс. Контингент – абсолютно разный. Есть выпускники школ с высоким средним баллом аттестата, есть и с низким. Сегодня среднее профессиональное образование не предполагает вступительных испытаний. Кроме бюджетных мест, мы предоставляем и возможность платного обучения. За счет бюджета обучаем по специальностям, востребованным на рынке труда предприятиями города.

На данный момент прием документов закончен, 15 августа состоялось зачисление. Но уже 10 августа мы практически выполнили контрольные цифры приема. А на заочном отделении в этом году был достаточно большой конкурс.

– Говоря о востребованных специальностях, можно заметить, что сегодня в их число не попадают широко используемые на горнодобывающем производстве профессии…

– Да, прием на них, действительно, сократился. Это связано с объективными причинами – с ценами на железорудное сырье и экономикой страны в целом. В любом случае, не руководство колледжа решает, каким специальностям отдать приоритет. Мы собираем заявки с предприятий-партнеров, чтобы знать, по каким профессиям и специальностям они будут готовы принять наших выпускников: через два года 10 месяцев – квалифицированных рабочих и служащих, через три года 10 месяцев – специалистов среднего звена. Предприятия формируют эти заявки в зависимости от своих кадровых потребностей. Мы, в свою очередь, формируем заявку на выделение контрольных цифр приема, то есть бюджетных мест нашего образовательного учреждения.

В нынешних условиях предприятия не готовы принять большое количество молодых специалистов. Связано это с двумя нюансами – оптимизацией кадров, которая идет повсеместно, и не только на производстве, и автоматизацией, сводящей к минимуму затраты человеческого труда. Той потребности в подготовке специалистов, которая существовала еще 10-15 лет назад, уже не наблюдается.

Кроме того, новые рыночные условия требуют не узконаправленных специалистов, а широкого профиля. Это связано с применением на производстве новых технологий, большинством из которых наш выпускник должен владеть. Дополнительно к этому появился ряд новых специальностей и профессий, которых раньше в тарифно-квалификационном справочнике не было. Так называемый топ-50 профессий, которые востребованы на российском рынке. Именно те профессии и специальности, на которые государство сегодня делает упор, вкладывает в них деньги.

– Какие специальности фигурируют сегодня в заявках ВГОКа?

– В прошлом году мы специально для Высокогорского комбината набрали группу по специальности «Обогащение полезных ископаемых». Вообще, мы достаточно плотно сотрудничаем с ВГОКом и учитываем все кадровые пожелания предприятия. Сейчас, например, проходит обучение еще одна, набранная в 2014 году, группа – по специальности «Подземная разработка полезных ископаемых». Как только возникает потребность, мы объявляем набор в эту группу. Но… Скажу честно, на данный момент с набором в нее были бы проблемы – желающих мало. Если на металлургические специальности ребята еще идут, то горные работы сегодня мало кого привлекают. Хотя ничего страшного в этом деле нет. Я сам начинал свою производственную карьеру на ВГОКе. Работал на шахте «Естюнинская», затем – в управлении главного механика. Мой дед всю жизнь проработал на ВГОКе, главным взрывником…

А вообще, любое предприятие должно вести плановую профориентационную работу по привлечению молодежи. И если участвуют в этой работе многие, начиная с линейного звена руководства – мастеров и начальников участков, то и результат получается значительный. Это одна сторона проблемы. Есть и другая: когда на предприятии идет оптимизация кадров, новые выпускники – по 25, а то и по 50 человек в год – останутся просто невостребованными. Существующие вакансии дают предприятию возможность проявлять социальную ориентированность, то есть трудоустраивать на свободные места своих же сотрудников, попавших под сокращение. Однако мы не хотим, чтобы наши выпускники остались в итоге без работы.

– То есть, вы не только дает образование, но и заботитесь о дальнейшем трудоустройстве ваших выпускников?

– Да, приоритет нашего образовательного учреждения – 100-процентное трудоустройство после окончания колледжа. По тем специальностям, которые мы набираем на бюджет и которые связаны с нашими градообразующими предприятиями, мы гарантируем трудоустройство каждому. Отрабатываем ситуацию по каждому выпускнику. Если возникают какие-то проблемы, я подключаюсь к их решению лично. У нас заключены с предприятиями договоры о социальном партнерстве, где прописано, сколько человек и когда они готовы трудоустроить. Я считаю, что образовательное учреждение должно выпускать востребованных на рынке труда специалистов. В противном случае – это неэффективная работа. Если раньше госзаказ формировался только на основании заявок, о которых мы говорили выше, и каждый в этих заявках писал, что хотел, то сегодня госзадание контролируется Министерством финансов и формируется на основе данных Центра занятости населения. Никто просто так вкладывать деньги в бюджетное образование не будет. Платное – пожалуйста, учитесь на кого хотите.

– Сегодня многие образовательные учреждения, особенно вузы, сталкиваются с проблемой лицензирования. Требования к качеству образования ужесточились. Как Вы смотрите в будущее?

– На данном этапе у нас таких проблем нет. Мало того, к нашему колледжу присоединили еще три образовательных учреждения – Нижнетагильский техникум промышленных технологий и транспорта (бывшее училище № 93), Горнозаводской политехникум (бывшее училище № 104) и Нижнесалдинское профессиональное училище, на базе которого мы готовим сегодня специалистов для предприятий Роскосмоса, «ВСМПО-Ависма» и НИИ «Тяжмаш».

– Можно сказать, что горно-металлургический колледж востребован. С чем Вы связываете популярность вашего образовательного учреждения?

– Прежде всего, с кардинальным обновлением учебно-материальной базы. Эту работу мы ведем целенаправленно, начиная с 2009 года. За прошедшие семь лет мы вложили в приобретение конкретного учебного и производственного оборудования порядка 90 миллионов рублей. Все эти деньги – грантовые, то есть получены в результате написания и утверждения проектов и выделения средств для их реализации. В прошлом году, например, удалось создать лабораторию сварки в полном соответствии с требованиями: закупили сварочные столы с фильтрующими элементами, инверторные аттестованные сварочники. В этом году мы пошли дальше и дооснастили лабораторию дорогостоящим оборудованием, которое позволяет готовить ребят к чемпионату «Worldskills». Кроме того, у нас имеется станция мехатроники, оснащенная контроллерами «Siemens» 300-ой серии, которые широко используются сегодня на производстве. В этом году планируем закупить частотный привод той же фирмы. Для обработки металлодавлением у нас стоят учебные прессы, и отпадает необходимость объяснять что-то на пальцах. С помощь компьютерных технологий и пресса ребята строят диаграммы и понимают, как ведет себя железо, как деформируется… У механиков есть шикарная лаборатория гидравлики и хорошая слесарная мастерская. В последнее время у нас появилось несколько современных классов для подготовки помощников машиниста, где, как в автошколах, стоят хорошие виртуальные тренажеры. Только вместо автомобиля – тепловоз или электровоз. Есть виртуальные и реальные тренажеры для подготовки машиниста крана металлургического производства. Закупили мы и станки Siemens с числовым программным управлением для обучения станочников – токарей и фрезеровщиков.

Среднее профессиональное образование как было, так и осталось прикладным – ориентированным на практику, поэтому очень важно, чтобы ребята получали не только теоретические знания, но и могли сразу поверять их практикой.

– В заключение – несколько слов об истории вашего учебного заведения.

– Насколько вы знаете, Нижнему Тагилу исполнится 300 лет в 2022 году, ВГОКу – в 2021 году… Горно-металлургический колледж отметил свое 300-летие в 2009 году, в прошлом году нам исполнилось 305 лет. Наше учреждение было создано по Указу Петра Первого для демидовских предприятий и располагалось первое время в Невьянске. Сначала это была цифирная школа, затем – заводское училище… История колледжа очень богата, она отражена в экспозициях нашего большого музея, состоящего из четырех залов. Пятый зал – минералогии – уникален тем, что все его многочисленные экспонаты подарены выпускниками колледжа. Очень сложно руководить старейшим на Урале учебным учреждением. Особенно после таких именитых директоров, как Горновой, Борисов, Шарова…

Интервью провела
Юлия Григорьева.
Фото автора.