Оперативное совещание проводит Константин Паньшин (второй слева).Оперативное совещание проводит Константин Паньшин (второй слева).В кабинете главного инженера ПЖТ висит лист бумаги, крупно исписанный синим маркером, – реестр ближайших дел. Последний, тринадцатый пункт плана гласит: «Тупик на ш. «Естюнинская».
Если сказать точнее, железнодорожный тупик неподалеку от АБК шахты предназначен не для нее, а для Естюнинского карьера, который вот-вот должен возобновить работу после долгого перерыва. Интерес ВГОКа к карьеру вполне закономерен: себестоимость добычи открытым способом несравненно ниже, чем под землей. Да и запасы карьера, по оценкам специалистов, не так уж малы – согласно проекту, 475 тысяч тонн руды…
– Раньше там лежал железнодорожный путь, тоже тупиковый, – рассказывает исполняющий обязанности главного инженера ПЖТ Константин Паньшин. – Потом его сняли, потому что перестали им пользоваться. Но сейчас срочно понадобилась разработка западного борта Естюнинского карьера, и нам дали команду о строительстве тупика.
Нулевой цикл работ занял около недели: был составлен график, а 8 июля на территорию шахты зашел грейдер, и состоялась планировка трассы. 12 июля прошла установка опор контактной сети. В тот же день путейцы уложили первое звено направления – 12 с половиной метров. А всего их, звеньев, будет 16, поскольку длина тупика составляет 192 метра. По графику, путь должен быть уложен к 18 июля, затем к работам приступят контактники. К 22 июля восстановление тупика должно завершиться.
Однако на поверку все вышло по пословице: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. В условиях кризиса любое начинание спотыкается о дефицит средств. Нынешняя ситуация – не исключение. На столе у Паньшина лежит список необходимых материалов, составленный еще две недели назад: шпала деревянная – 52 штуки, провод контактный – 200 метров, канат стальной 12-миллиметровый, провод ПМГ, груз компенсационный, зажимы для монтажа контактного провода… Но все это – лишь благие пожелания, мало чем подкрепленные. Во всяком случае, сейчас.
– Материалы никакие к нам не пришли, хотя заявки были сделаны своевременно, – признается Константин Александрович. – Сейчас, то есть 13 июля, на складе есть только стальной канат. Больше на сегодняшний день ни одной позиции нет. Берем материалы, бывшие в употреблении – звенья, например, с демонтированного 15-го пути на Гальянке. А шпалы из тех, что были подготовлены к утилизации. Перебираем эту труху, ищем что-нибудь годное… Неизвестно, как этот материал себя поведет. А задачу нам поставили такую: эксплуатация тупика не менее четырех лет. Что ж, когда поступят новые материалы, старье придется менять. Но контактникам еще хуже: им без проводов, зажимов и компенсационных грузов работу выполнить вообще невозможно.
Большой вопрос: смогут ли железнодорожники при таких-то тылах уложиться в срок? Паньшин в ответ кивает: сможем, ведь отступать некуда. Да и снабженцы заверили, что шпалы и контактный провод все-таки появятся. Правда, насчет зажимов, провода ПМГ и компенсационных грузов никакой информации пока нет.
Отправляемся на объект. В машине разговор продолжается.
– Работают там бригады аварийно-восстановительного участка, – говорит Константин Паньшин. – Всего в восстановлении тупика задействовано около 15 человек, по пять-шесть в смену. А командует работами начальник участка Карманов Павел Евгеньевич.
Тупик, что начнется от стрелочного перевода, пока существует лишь в проекте. Однако трасса уже спланирована: по обе ее стороны видны аккуратные грядки земли, следы работы грейдера.
– Вот она, ось пути, – показывает Паньшин.
Следом за нами прибывает тепловоз, толкая платформу, груженную звеньями и шпалами. Путейцы один за другим спускаются на землю, разбирают молотки и лапы и без лишних слов принимаются за работу. Оно и понятно: график у них достаточно жесткий.
– Нам сегодня надо уложиться до двух часов, пока шахта не запросила состав под погрузку руды, – объясняет Павел Карманов.
Впрочем, это касается не только сегодняшнего дня: на календаре среда, а к воскресенью нужно уложить колею и установить тупиковый упор, чтобы в понедельник контактники смогли начать монтаж сети.
 
Александр Кузьменков.
Фото автора.