Николай Коротаев.Николай Коротаев.Так называется выставка, открывшаяся 8 июля в Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал». В числе первых ее посетителей было и 14 ветеранов ВГОКа.
Выставка посвящена уральскому ювелирному стилю ХХ века. Надо сказать, что во второй половине минувшего столетия в Советском Союзе возникло несколько ювелирных школ: московская и ленинградская, костромская и красносельская… Однако уральские мастера не затерялись и в этом разнообразии. И новая музейная экспозиция – живое тому свидетельство.
– Выставку мы готовили около двух месяцев, – рассказывает куратор Полина Еременко. – На ней представлены экспонаты из Нижнетагильского музея-заповедника и частных коллекций. Посетители могут увидеть работы Леонида Устьянцева, Михаила Лесика, Валентина Безбородова, Юрия Грачева и других мастеров. Всех их объединяет стиль уральской ювелирной школы, где доминирует камень – он, можно сказать, является концептом изделия.
Уральский стиль в ювелирном искусстве сформировался в 1960-е годы. Специалисты связывают его возникновение с тогдашней конъюнктурой: с золотом и самоцветами могли работать лишь специализированные предприятия. Поэтому местным мастерам пришлось поневоле прибегнуть к мельхиору (реже – к серебру) и поделочным камням: агату, малахиту, яшме. Однако и из них тагильские ювелиры создавали самые настоящие произведения искусства – таких на выставке 120. В основном, это украшения 60-х – 80-х, но есть и современные работы – молодого художника Артема Кравченко.
Экспозицию открывает историческая часть – малахитовая дарохранительница XIX века, малахитовый крест той же эпохи. Хотя зеленый, в разводах, камень пользовался популярностью не только в демидовские времена – это подтверждает малахитовая доска с бронзовым барельефом Ленина и ленинской же цитатой.
Это – не единственная дань тагильских ювелиров ушедшей эпохе. В одной из витрин под стеклом красуется колье «Байконур» – оправленный в серебро продолговатый кристалл цитрина, похожий на космический корабль, застывший на стартовой площадке. Но в остальном тематика вполне традиционная: цветы, насекомые… Ведь суть ювелирного украшения мало зависит от идеологии: его предназначение во все эпохи – радовать глаз и душу. Что, собственно, и произошло с посетителями выставки.
– Я – коренной тагильчанин, поэтому камни очень уважаю, – говорит ветеран «Эксплуатационной» Николай Коротаев. – А на Урале они уникальные, особенно в Нижнем Тагиле. Я еще парнем постоянно в краеведческий музей ходил, чтобы на них полюбоваться. И здесь есть на что посмотреть, мне очень нравится. Еще в Мурзинку мечтаю съездить…
– Очень красивые кольца и колье, – вторит коллеге бывшая работница «Эксплуатационной» Татьяна Сизова. – Молодцы, что создали такое! Купить бы, да денег наверняка не хватит…
Приобрести авторские работы, конечно, вряд ли удастся. Но на память о выставке вполне можно купить небольшой сувенир – отшлифованный агат или яшму, горный хрусталь или кошачий глаз.
 
Александр Кузьменков.
Фото автора.