Это сладкое ощущение силыГруппу из 12 человек, собравшихся из трех городов: Нижнего Тагила, Екатеринбурга и Верхней Салды, возглавил заслуженный путешественник России, мастер спорта по водному туризму Виктор Величков.
До места, откуда начинался маршрут, грузовик «Урал» туристов не довез, невзирая даже на свою повышенную проходимость. Ребята забрались в настоящий медвежий угол, где следы людей не встречаются, зато следы медведей – на обоих берегах.
– На следующий день мы взвалили на себя разобранные катамараны и отправились вверх по течению, шесть километров поднимались по скалам, – рассказывает Сергей. – Оттуда начали сплав, на этом отрезке Аксу никто до нас не сплавлялся. Дальнейший путь был уже освоен немногочисленными туристами. Однако, когда добрались до красивейшего ущелья шириной около четырех метров, выяснилось, что между скалами, начисто перегородив путь катамаранам, лежит большой камень. В обход – никакой возможности. Пришлось выскакивать на камень, затаскивать на него катамаран, спускать и затем синхронно прыгать.
Все шесть экипажей благополучно справились с этой процедурой. Всего же на Аксу насчитывают 73 препятствия, большинство из которых – пороги. Однако этого уральским туристам показалось мало, и в районе притока реки Лукина они решили произвести пешую разведку.
– Подняться по Лукине удалось всего на два с половиной километра, – продолжает Сергей Прилепин. – Это даже не ущелье, а какая-то теснина. Альпинистского снаряжения у нас не было, поэтому пришлось собрать катамараны и вернуться в лагерь. На следующий день был запланирован сплав по Лукине, но катамараны пришлось опять собрать и нести на себе назад – уровень воды сильно поднялся. Если перевернешься, то попадешь в водопад, и тебя, как тело профессора Мориарти в Рейхенбахском водопаде, уже никто никогда не найдет. Продолжили сплав по Аксу, но на первом же пороге Алтын у нас перевернулось одно судно. Его удалось спасти, как и мое – оно перевернулось на следующем прогоне.
Далее первопроходцы связали два катамарана бревнами. Судно стало большим и устойчивым, но плохо управляемым.
– Мы шли на нем, с демоническим хохотом падая в водяные ямы и с огромным трудом из них выкарабкиваясь. Произвели небольшую разведку на еще одном притоке Аксу – реке Поскачу. И когда закончили свое приключение, добравшись до реки Бухтарма, нам казалось, что встречать нас должны с флагами и оркестром. Настолько путешествие получилось сжатым и жестким. Дежурные вставали в половине пятого утра, через час – все остальные. От рассвета до заката мы что-то таскали, плыли, шли на разведку или делали обносы. Сплав осложнялся тем, что река абсолютно не используется людьми, поэтому у нас не было свежих данных о том, что ждет за поворотом. Не разведывая путь, можно радостно влететь в кучу бревен. А если учесть, что течение Аксу очень быстрое – до 10 километров в час, то такая перспектива чревата смертельным исходом. Берег вроде бы рядом, но выбраться на него, в случае чего, при таком течении невероятно сложно.
Вернувшись, Виктор Величков послал заявку на всероссийский конкурс туристских маршрутов в уверенности, что новизна и сложность пройденного уральцами маршрута будут по достоинству оценены жюри. А участники путешествия до сих пор полны впечатлений.
– Природа там великолепна, – делится ими Сергей. – Восточный Казахстан находится по другую сторону Алтайских гор. Вокруг – заснеженные вершины, запах смородины, за кусты которой цепляешься, совершенно черное ночное небо и огромные близкие звезды… Маршрут наш пролегал достаточно высоко – 1400 метров над уровнем моря. На этой высоте зелени в начале мая еще не было – только набухшие почки. А когда спустились вниз – зеленые яркие луга, пасутся лошади и овцы, следов медведей не видно.
Такие экстремальные путешествия Сергей Прилепин практикует с 2011 года, когда впервые отправился с Виктором Величковым на сплав по реке Пыжа.
– Меня очень удивило тогда, что, кроме сплава, надо лезть куда-то в горы. Я смог выдержать тот маршрут и понял, что хочу по примеру Виктора Ивановича скакать в 54 года по скалам, как горный козел. Занялся спортом, и на следующей реке, глядя, как начинают паниковать от нагрузки другие люди, ощутил, что нахожусь в хорошей физической форме. Самое противное – ощущение бессилия, и самое сладкое – чувство силы, за которым я и отправляюсь в подобные путешествия. В таких условиях приходится выкладываться на сто процентов, время сжимается до текущей минуты, потому что прошлое там бесполезно, а будущего, если ты упадешь в водопад, нет. Путешествие позволяет жить в настоящем, когда три раза в день испытываешь чувство пьянящего всепоглощающего счастья – завтрак, обед и ужин. Возвращаешься в цивилизацию и чувствуешь: чего-то не хватает. Потом понял – не хватает подвига после завтрака, обеда и ужина. Смотришь на городскую жизнь совсем другими глазами и осознаешь, что большинство наших проблем – ерунда, не стоящая выеденного яйца.
Во время следующего путешествия под руководством Виктора Величкова Сергей Прилепин надеется побывать в Монголии:
– Монголия… Почему бы нет? Отличный выбор!
Юлия Григорьева. 
Фото автора.