Александр Киселев.Александр Киселев.Шахтерская профессия и почти 40-летний стаж работы на «Магнетитовой» не повлияли на облик и привычки начальника участка буровых работ Александра Киселева.

Всегда в костюме и при галстуке, с хорошо поставленной речью, доброжелательный и вежливый, среди грубоватых и немногословных шахтеров он выглядит несколько чужеродно. Может быть, потому, что главной мечтой в детстве была вовсе не шахта, а театр?

Родился Александр в многодетной рабочей семье, очень рано потерял отца и быстро повзрослел. О том, что такое колун, лопата и пила, пришлось узнать еще в детстве. Но, несмотря на постоянную работу по хозяйству, учился мальчишка хорошо, занимался в детском драматическом театре при школе и не пропускал ни одной премьеры.

– Увлечение театром – полностью заслуга моей мамы, – считает Александр Кузьмич. – Полуграмотная женщина с четырьмя классами образования, она истово любила театр и кино. И нас, ребятишек, часто брала с собой.

А в 1968 году активного паренька от школы № 90, где он учился, отправили во всесоюзный лагерь «Артек». Воспоминания об этом приключении, как о значимой странице биографии, Александр Киселев до сих пор бережно хранит в своей памяти.

Окончив школу и поступив в горно-металлургический техникум, Александр не задумывался о будущей профессии. Ее выбор отодвинула и дальнейшая служба в армии – два года в ракетных войсках стратегического назначения в Казахстане.

– А когда вернулся из армии, два старших брата уже работали на шахте «Магнетитовая», – вспоминает мой собеседник. – В то время на предприятиях поощрялись династии, за это даже надбавки платили. Братья разрекламировали мне «Магнетитовую», и я отправился к начальнику шахты Александру Николаевичу Нестерову, которого мы до сих пор вспоминаем добрым словом. В последнее время постоянно удивляюсь: как получается, что ребята в армии не служили, а для работы в шахте медкомиссию успешно проходят? Нестеров же первым делом спросил: «В армии служил?» и предложил работу машиниста буровой установки.

Техникум Александр Киселев окончил по специальности механика электрооборудования, и что такое буровая установка, не имел ни малейшего понятия. Но братья-проходчики успокоили: «Справишься».

– Так в 1977 году я оказался на «Магнетитовой», которая гремела тогда на весь Союз, выдавала по 4,2 миллиона тонн руды в год. На каждом участке работали орденоносцы. Дух соревнования был очень силен. В шахте, прямо на трех горизонтах действовали столовые. Условия для шахтеров были созданы отличные, передовиков награждали машинами и квартирами. Наш труд был в большом почете.

Привычка к физическому труду помогла невысокому ростом Александру Киселеву справиться с буровым оборудованием. А спустя несколько лет он стал бригадиром буровой бригады. Однако 16 лет в профессии не прошли бесследно для здоровья, и в 1993 году медики отправили Александра Кузьмича на поверхность.

– Пришлось вспомнить о том, что я механик. Константина Борисовича Дарьина назначили тогда начальником шестого участка, и он позвал меня к себе механиком. Команда у нас подобралась отличная, участок проявлял себя с лучших сторон: и с планом по добыче справлялись, и проходку в графике вели. Затем, став начальником шахты, Константин Борисович предложил мне должность механика по ремонту бурового оборудования. Это оборудование я знал как свои пять пальцев.

Александр Киселев был превосходно знаком с машинистами буровой установки, со многими из которых бок о бок работал на горизонтах. Приняв во внимание эти данные, Константин Дарьин перевел Киселева на должность начальника участка буровых работ и не ошибся.

В 2006 году Александр Киселев заступил в должность начальника участка, руководит которым уже 10 лет.

– Сейчас, конечно, другие объемы добычи и тем более проходки. Объем буровых работ на «Магнетитовой» тоже постепенно сокращается… Но я по натуре оптимист и всегда стараюсь успокоить ребят и настроить их на лучшее, на то, что ситуация обязательно изменится.

Он, действительно, оптимист – верящий в будущее, благодарный прошлому и верный любви к театру. Александр Кузьмич по-прежнему посещает все театральные премьеры.

– Но, видно, мечта так и должна остаться мечтой. А жизнь – это совсем другое, это шахта «Магнетитовая». Она для меня – мать родная. Я пришел сюда неопытным пацаненком, вырос здесь как человек, профессионал и руководитель, работал с авторитетными замечательными людьми. Очень рад, что в свое время «Магнетитовая» приняла меня, потому что шахта, как женщина, любит только трезвых, смелых и трудолюбивых. И ничего, кроме благодарности, я к «Магнетитовой» не испытываю.

Юлия Григорьева.
Фото автора.