Антон Востриков и Антон Килин проверяют состояние каната.Антон Востриков и Антон Килин проверяют состояние каната.Контролем износа шахтоподъемного и горного оборудования на ВГОКе занимаются специалисты небольшой, входящей в состав ЦЛК лаборатории физических методов контроля.

На ВОЦе и ЛАЦе ребята проводят, в основном, толщинометрию многочисленного оборудования, определяя степень износа металла, на шахтах одна из основных забот дефектоскопистов – состояние канатов подъемных установок и самих шахтоподъемных машин.

К примеру, 8 декабря дефектоскописты Антон Килин и Антон Востриков работали в машинном отделении шахты «Магнетитовая» с подъемной установкой ствола «Магнетитовая», замеряя с помощью прибора «Интрос» показания о дефектах каната.

– Сначала мы прогоним канат через прибор и намагнитим его, – объясняет ход работы Антон Килин. – Потом прогоним канат во второй раз, уже записывая показания «Интроса». Затем подключим в лаборатории прибор к компьютеру и сможем работать с диаграммой дефектов, износа и обрывов проволок каната.

Работе с этим редким прибором специалисты лаборатории физических методов контроля обучаются в Москве. Обучение другим методам – ультразвуковому, магнитно-порошковому, рентгеновскому – проходит в Уральском центре аттестации в Екатеринбурге.

– Каждые три года повторяем обучение, пересдаем экзамены, – продолжает Антон Килин. – Работа у нас серьезная, и груз ответственности – большой. Эти подъемные установки спускают людей в шахты, а мы ставим свои подписи в заключениях по контролю канатов, подтверждая тем самым, что шахтеры доберутся до горизонтов без проблем.

– Вообще-то контрольный машинист шахты Александр Ульянов ежедневно проводит осмотр канатов, контролируя их состояние и фиксируя все порывы в журнале, – ревниво замечает машинист подъема Татьяна Вишнякова.

– При визуальном осмотре контрольный машинист может увидеть только внешние обрывы тросов каната, а утончения или внутренние обрывы позволяет распознать только дефектоскоп «Интрос», – отвечает начальник лаборатории физических методов контроля Денис Шахмин.

Чем более критично состояние каната, тем чаще его проверяют дефектоскописты, пока, наконец, не рекомендуют заменить. Как правило, это касается старых, изношенных канатов. Однако случается, что и недавно закупленные новые канаты оказываются бракованными.

– Проверяем новый канат, а там – оборванный центральный сердечник, – рассказывает Денис Сергеевич. – Что же касается канатов, рекомендованных к замене, то четыре таких мы выявили, например, за последний месяц на скиповом подъеме шахты «Южная».

По словам Дениса Шахмина, канаты – одна из самых капризных деталей шахтного оборудования:

– Сначала, пока не вышел срок службы, канаты почти не доставляют хлопот, но потом начинают вести себя непредсказуемо. Эту непредсказуемость и отслеживают наши дефектоскописты, что позволяет своевременно провести ремонт и продлить срок службы канатов почти в два раза.

На экране компьютера Денис Сергеевич показывает выведенную с «Интроса» диаграмму состояния каната. Больше всего она напоминает электрокардиограмму, которую без специальной подготовки ни за что не прочитаешь.

– Наша задача – не только произвести замеры, но и расшифровать диаграмму и сделать ее анализ. Вот поэтому ребята постоянно обучаются, – комментирует начальник лаборатории. – Коллектив у нас небольшой: три дефектоскописта и два инженера службы контроля конвейерных весов. Один человек – после техникума, у всех остальных – высшее образование.

И абсолютно все специалисты лаборатории физических методов контроля – мужчины.

– Женщины у нас не задерживаются, – смеется Денис Шахмин. – Несмотря на красивую вывеску «лаборатория», работа физически тяжелая.

Служба физических методов контроля существует на ВГОКе более десяти лет и позволяет экономить средства не только на продлении срока службы канатов, но и на анализе их состояния, который в сторонней организации обошелся бы от семи до девяти миллионов в год. А спокойствие горняков, ежедневно спускающихся в шахту, не измеришь никакими деньгами.

Юлия Григорьева.
Фото автора.