Паровозик из детстваОдно из увлечений начальника систем технологической автоматизации ЦТА Сергея Азовского – изготовление макета железной дороги.

Корни этого увлечения уходят, по мнению Сергея Викторовича, в детство, когда далеко не каждый мальчишка мог похвастать железной дорогой фирмы «PIKO Spielwaren GmbH». Зато каждый обладатель такого богатства по праву гордился своими паровозиками, экспериментировал со строительством железнодорожных путей и при случае демонстрировал умную игрушку друзьям.

Сегодня ничего не изменилось – изготовлением макетов железных дорог занимаются, в основном, те же бывшие мальчишки, теперь уже взрослые дяденьки.

– На форуме, где мы общаемся, все стараются поделиться своими трудностями и успехами. Кто-то своими руками делает не только платформу пейзажа для макета, но и домики, и паровозики. Кто-то усложняет электротехническую часть. И почти все жалуются на отсутствие необходимых площадей для макета и на недопонимание жен, – смеется мой собеседник.

Свой макет, опять же из-за отсутствия свободной площади в квартире, Сергей Азовский расположил на даче. Сейчас, при масштабе 1:87, макет занимает площадь три с половиной на полтора метра. Общая длина железнодорожных путей достигает 20 метров.

Недовольство жен объясняется еще и дороговизной такого проекта. В Екатеринбурге даже существует специализированный магазин, торгующий комплектующими для подобных макетов.

– Когда я попал в этот магазин, понял, что с пустыми руками из него не выйду, – рассказывает Сергей Викторович. – Человечки и домики в этом магазине стоят очень приличных денег. А деревья и горы, как и многие другие ребята, я научился делать самостоятельно. Вообще же таких, как я, увлеченных изготовлением макетов, действительно, очень много, причем не только в России, но и за границей. В Германии, например, создан самый большой в мире макет, занимающий площадь четырехэтажного здания. Это не просто машинки, паровозики, города и объемные пейзажи – макет напичкан электроникой.

Сергей Азовский с электроникой тоже на «ты». Самостоятельно собрал декодеры и станцию управления железной дорогой.

– Теперь могу запустить пять локомотивов с составами и управлять ими при помощи станции, – поясняет Сергей Викторович. – А в последнее время перешел на компьютерное управление. И даже больше того: брат, который живет в Екатеринбурге, может управлять моими паровозиками, находящимися на даче, со своего компьютера через интернет. При этом программа выводит на экран схему железной дороги, ее отдельные участки и все, что на них происходит, – практически как в диспетчерской настоящей железной дороги.

Кроме брата увлечение Сергея Викторовича разделяет его внук Роман, которому, правда, только два с половиной года.

– Нынешние дети ничего кроме компьютера и телевизора не видят, – сетует мой собеседник. – Надо показывать им другую сторону жизни, где существуют реальные вещи и возможность делать что-то своими руками. Недавно Ромка шуруп в детский сад принес, не знаю, как воспитатели это пережили. А потом поднял крик в магазине из-за того, что дрель ему не купили. Зато как он радовался электрическому шуруповерту, который, кстати, оказался в два раза дешевле игрушечного. Надеюсь, что и мой макет внук когда-нибудь по достоинству оценит.

Юлия Григорьева.
Фото из архива Сергея Азовского.