Лучше хорошо идти, чем плохо ездить Характер и причины несчастных случаев со смертельным исходом
на различных шахтах в большинстве своем одинаковы. Порой анализ того, что
произошло, пусть даже на других предприятиях, является лучшей профилактикой для
предотвращения серьезных последствий беспечности в очень суровых условиях
подземных работ.

Вот заключение комиссии по расследованию несчастного случая
со смертельным исходом, произошедшего в апреле в Горно-Шохском филиале ОАО
«ЕВРАЗ-Руда». Там машинист после завершения путевых работ разрешил рабочему
проехать на панели электровоза. На одном из участков имелся технологический
разрыв контактного провода, и машинист увеличил скорость движения, чтобы
проехать данный участок накатом. Этого оказалось достаточно, чтобы путевой
рабочий упал с панели электровоза на рельсы и получил смертельную травму головы
и туловища. Комиссия пришла к выводу, что причиной несчастного случая стала
именно поездка рабочего на панели электровоза.

Но разве не происходят такие опасные поездки в шахтах ВГОКа?
Еще как происходят! Управление по ОТ и ПБ напоминает о несчастном случае,
произошедшем на шахте «Магнетитовая» в июле 2009 года. Тогда машинист тоже
решил подвезти на панели электровоза взрывника. На стрелочном переводе
электровоз изрядно качнуло, пассажир не удержался, упал под колеса и получил
травмы, не совместимые с жизнью. В этом случае были и сопутствующие
смертельному исходу обстоятельства — в крови и взрывника, и машиниста после
проведения экспертизы был обнаружен алкоголь.

В апреле 2012 года на шахте «Южная» удалось предотвратить несчастный
случай при точно таких же обстоятельствах. Лица, осуществлявшие технадзор,
заметили на одном из электровозов сразу двух пассажиров — крепильщик и
электрогазосварщик добирались таким образом до своего участка. Разумеется, их
тут же ссадили, а через несколько дней и они, и машинист были уволены с шахты.

Ездят ли рабочие на электровозах сегодня? Вероятность есть,
ведь это не всегда можно увидеть и зафиксировать. Но нужно помнить и мастерам,
и начальникам участков, да и самим рабочим, что такие поездки наряду с
нахождением на рабочих местах в состоянии опьянения являются грубейшими
нарушениями правил безопасности. При обнаружении подобных фактов увольнение
бывает неизбежным. Инспекторы промышленной безопасности призывают: лучше
пройтись до выработки пешком, чем лишиться работы или, не дай Бог, получить
травму.

Владимир Плотников