В канун 1 Мая мы решили побывать в «Естюнинской» и
сделать зарисовку об одном дне работы коллектива этой самой молодой и
перспективной шахты.
И
вот мы едем на автобусе со зловещим номером «666». Это могло бы произвести впечатление,
но успокаивала мысль, что на этом транспорте каждый день горняки ездят на
работу и обратно.
Возле
административно-бытового здания шахты — памятник погибшим при строительстве и
эксплуатации горнякам. Еще один памятник, уже нерукотворный, показали нам потом
внизу, на горизонте: остатки вагонов, искореженных рельсов убраны в нишу и
огорожены деревянными щитами.
Так
сохранили горняки воспоминания о взрыве, произошедшем в 2009 году и унесшем
жизни 9 шахтеров. Это напоминание, а также строгий инструктаж заместителя
главного инженера по ТБ Олега Темникова настроили нас на серьезное выполнение всех
требований. И уже не казались такими тяжелыми каска и
самоспасатель.
В
ожидании клети мы побывали в здании подъемной машины. Огромные барабаны, соединенные
клетьевым канатом, пока стояли недвижимы. В центре этого царства металла — компактный
пульт управления. Здесь хозяйка — оператор Ольга Ваколюк. Перед ней — рычаги, приборы
и компьютер, с помощью которого она отслеживает движение клети. Спрашиваем:
—
Были ли какие‑то случаи поломки клети?
—
Нет, — отвечает Ольга Владимировна. — Я работаю здесь 17 лет, и ни одного
случая. Все в штатном режиме.
Вот
эти слова — «в штатном режиме» — ключевые. Все, что в шахте делается, должно
быть строго по инструкции, по установленному распорядку, по плану. Тогда не
только производственный результат будет, но и жизнь, здоровье людей сохранятся.
Разговаривая с нами, Ольга не отвлекается от работы. Она ждет сигнала снизу.
Наконец звучит долгожданное «На-гора!», и рука оператора тут же плавно переводит
рычаг. Клеть пошла наверх.
—
Нам пора! — говорит наш сопровождающий — заместитель главного инженера шахты по
производству Евгений Брыляков, и мы идем в копер для спуска в шахту. Евгений
Борисович, несмотря на молодость, уже
опытный шахтер с 18‑летним стажем. Закончил
Нижнетагильский горно-металлургический техникум, Свердловский горный институт и
работал на добычных участках мастером, заместителем начальника и начальником участка.
Внизу,
на горизонте минус 180 метра, к нашей команде присоединяется начальник бурового
участка №9 Павел Сумеркин. Он ведет нас по туннелю, затем мы сворачиваем к
участку, где производится бурение. Поднимаемся по лестнице, протискиваемся под
нависшим каменным «потолком», затем снова преодолеваем лестницу. И вот мы на
месте, в небольшой пещере — камере. Здесь стоит грохот: работает буровая
установка НКР-100М. Еще одна пока молчит, ее ремонтирует машинист буровой
установки Вячеслав Шамаев. Он не новичок: бурильщиком с 1996 года.
Его
задача — пробурить скважины в рудном теле для дальнейшего взрыва. Так
бурильщики будут продвигаться все дальше, готовя фронт работ для добычного
участка.
—
Всего на нашем участке 30 человек, восемь бригад, которые работают в три смены,
— говорит Павел Борисович Сумеркин. — За месяц бурим по 8‑9 тысяч погонных метров
скважин.
Немного
поодаль, за поворотом, идут проходческие работы. Там в водно-пылевом облаке
«вгрызается» в рудный массив своим станком УПБ проходчик Александр Щенников.
Для предстоящей добычи руды готовится вся
инфраструктура: монтажники ведут строительство металлического скреперного
полка, дорожно-путевые рабочие укладывают рельсы для движения составов.
Вернувшись
на главный «проспект», мы зашагали дальше. Впечатление улицы полное: посередине
ходит транспорт, по пешеходным дорожкам движутся люди. Но работа здесь не
видна: все самое интересное происходит там, где вверх уходят неприметные
лесенки. Мы постояли на скреперном полке, наблюдая за погрузкой руды в
подошедший состав. Здесь все происходит четко: по звуковым сигналам движется
электровоз, подставляя под люки вагонетки, и скреперные лебедки начинают
подгребать руду, заполняя их.
Дойдя
до конца горизонта, опускаемся ниже, на минус 240‑й, и снова идем долгий путь — до
дробильной установки. Она находится еще ниже, сверху видны искры от
столкновения глыб, которые падают в зев дробилки. Теперь измельченная руда
попадет в бункер, затем — в скипы, и — наверх, в поверхностный бункер.
Пройдя
3,5 километра, мы поднялись на поверхность. И дождались железнодорожного
состава, который, как и сообщил Евгений Брыляков, пришел под погрузку ровно в
13‑30. Все — в штатном
режиме! И это постоянство, стабильность — залог успеха горняков, которые уже на
25 апреля шли с опережением
месячного графика на 1200 тонн.
Ирина Семенова
Фото Андрея Гоголева
Comments by ВГ