В начале июня на шахте «Южная» произошло значительное событие – на горизонте минус 240 метра был запущен в эксплуатацию блок № 16.
Начну с главного: 16-й блок для горняков «Южной» – долгожданный. И не только потому, что запуск его был запланирован еще на конец 2023 года, но и потому, что эксплуатационные запасы его весьма внушительны – 830 000 тонн рудной массы с прогнозируемым содержанием железа около 21 процента, что по нынешним меркам весьма неплохо. Впрочем, до полноценной отработки этих запасов еще далеко, сейчас шахтеры ведут разделку отрезной щели.
– Взрывные работы по разделке отрезной щели мы начали еще в прошлом месяце – первый взрыв провели 26 мая, следующий – 9 июня, затем – 16 июня, – рассказывает исполняющий обязанности начальника подземного буровзрывного участка № 7 Евгений Шаклеин. – Дальше планируем работать в таком же режиме. Взрывчатые материалы пока расходуются в небольшом количестве, когда камера пойдет на расширение, увеличится и объем зарядов. Но сейчас идет очень трудоемкая работа: нам нельзя ошибиться в расчетах. Если разделка отрезной щели выполнена правильно, то и камерные веера затем отработают хорошо, и с отработкой запасов проблем не будет. Коллектив участка в последнее время значительно сократился, но все, кто принимает участие в проведении массовых взрывов, подходят к делу ответственно и профессионально. Да и другие участки нам помогают. У нас вообще взаимовыручка на высоте.
Надо сказать, еще до разделки отрезной щели работники участка № 7 выполнили колоссальный объем буровых работ по 16-му блоку – 46 километров 753 метра глубоких скважин. Не отставали и проходчики – 2 531 метр проходческих работ.
– Проходческие работы по 16-му блоку идут с 2019 года, – комментирует начальник подземного комплексного участка № 2 Виталий Копылов. – За это время я, можно сказать, вырос вместе с блоком – от взрывника до горного мастера и начальника участка. На данный момент проходка почти завершена, по сути, нам осталось подготовить днище выпуска горной массы. Сейчас мы работаем в первом откаточном штреке – проходим оставшиеся доставочные орты. Объем небольшой, но есть другие нюансы, которые тормозят работу. Например, отсутствие круговой откатки в штреке. На ее подготовку необходимы материалы и персонал, которого сейчас не хватает. Но, несмотря на сложности, мы делаем все возможное, потому что прекрасно понимаем, насколько важен 16-й блок для шахты.
Да что там для шахты! Не будет преувеличением сказать, что в свете дефицита подготовленных запасов запуск в работу 16-го блока – важное событие и для ВГОКа. Долгожданный 16-й блок – это стабильное снабжение сырьем Высокогорского обогатительного цеха в течение всего 2025 года.
– Блок и правда очень значимый, – подтверждает начальник шахты «Южная» Владилен Аксенов. – Запустить его в срок не удалось в связи с несвоевременными поставками материалов для строительства скреперных полков. В этом году мы получили материалы, ударными темпами приступили к строительству и на сегодняшний день почти завершили эту работу, что и позволило приступить к разделке отрезной щели. Можно сказать, что теперь мы вышли на финишную прямую. До конца года будем заниматься отработкой камерных запасов: на две отрезные щели образуем две камеры. В одной отобьем 88 000 тонн, во второй – 35 000. А на конец года у нас запланирован специальный массовый взрыв, когда из 830 000 тонн мы должны отбить порядка 700 000. Эти запасы будем отрабатывать весь 2025 год, а возможно, и в 2026-м продолжим. Блок очень большой, на порядок больше, чем предыдущие 17-й и 18-й: восемь скреперных полков и два откаточных штрека. Конечно, на одном блоке планируемые объемы добычи нам не вытянуть, но в любом случае, 16-й будет нашим основным источником руды.
Не будет лишним сказать, что эту важнейшую работу шахтеры «Южной» ведут параллельно с решением текущих проблем, а их всегда хватает. Например, трехсуточный ремонт щековой дробилки ЩДП 12х15 с 9 по 11 июня.
– В результате износа баббитового слоя вкладыша шатуна дробилка начала греться, – поясняет начальник шахты. – Пришлось разбирать шатун, демонтировать вкладыш и устанавливать новый. Затем произвели шабрение и вновь запустили оборудование. Но из-за этого ремонта мы на трое суток вынуждены были остановить выдачу руды из шахты и перекрыть ее дефицит повышенными объемами руды Центрального карьера. Для того чтобы увеличить объем переработки руды Центрального карьера, нам пришлось наладить подачу сырья на ДОУ двумя железнодорожными составами. Здесь надо особо отметить транспортный цех «Южной», где смогли организовать людей в дополнительные смены. В итоге с планом по производству концентрата СМС – нашего конечного продукта – мы пока справляемся.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ