В конце июня большая делегация ВГОКа приняла участие в международном форуме компании «Сеймартек», посвященном эффективности горнодобывающего производства.

Ежегодно этот форум проходит в Челябинске, и только в прошлом году, в честь 300-летия ВГОКа, он состоялся в Нижнем Тагиле. Прежде всего, форум ценен весьма внушительным представительством – в нем принимают участие и технические вузы, и научные институты, такие, например, как «Уралмеханобр», и фонд «Скол­ково», и крупнейшие пред­приятия региона: Стойленский ГОК, «Норильский никель», «Северсталь», Лебединский ГОК и другие. В этот раз открытые мероприятия по обсуждению выступлений докладчиков продолжались в течение трех дней. Высокогорский горно-обогатительный комбинат на форуме представляли трое выступающих: главный агломератчик Алексей Мамонов с докладом «Технологические аспекты производства железомагнезиального концентрата и использование при производстве магнезиального железофлюса», главный специалист по операционным улучшениям Андрей Жирютин – «Автоматизация и планирование проходческих работ. Мягкое внедрение цифровых моделей», руководитель проектов в области промышленной электроники Сергей Прилепин – «Самостоятельное производство и внедрение современного электронного оборудования на горном предприятии. Опыт Высокогорского ГОКа».

Участники поделились своими впечатлениями от нынешнего форума.

Сергей Прилепин:

– Я твердо убежден, что участие в таких мероприятиях даже в качестве делегата помогает уловить общемировые тенденции. Это позволяет взглянуть на себя со стороны. Хотя бы раз в году в таких мероприятиях надо обязательно участвовать основным специалистам ВГОКа. Я, например, был очень удивлен тем фактом, как далеко продвинулись железнодорожники Киргизии и Казахстана по внедрению новых систем, существенно опередив РЖД. В Российской Федерации внедрению новых технологий подчас мешает законодательство, которое развивается гораздо медленнее и поэтому тормозит процесс. Еще одна тенденция, которую я отметил, – кадровый голод присутствует почти во всех отраслях производства. Это системная и очень глубокая проблема. Чуть ли не с трибуны нас призывали ехать на алмазодобывающее предприятие. Я считаю, что наши докладчики – Алексей Мамонов и Андрей Жирютин – выступили отлично, получили хорошую отдачу: массу вопросов по докладам. Мое выступление о внедрении электроники было немного «не в строку» общей темы, но аплодисменты я тоже заслужил.

Андрей Жирютин:

– Я отметил для себя, что разработкой автоматизации и планирования работ сегодня занимаются все крупные предприятия. Но сейчас наметилась тенденция ухода от романтики искусственного интеллекта. Если раньше разработчики надеялись полностью исключить человеческий фактор во многих процессах производства, то сейчас пришли к тому, что это и невозможно, и ненужно. А автоматизированные системы и информационные технологии стоит воспринимать лишь как помощников и советчиков человека на его рабочем месте. Это по сути инструкция, которая адаптируется к текущей ситуации и подсказывает работнику что делать. Самый яркий пример – самолет, который летит на автопилоте. И несмотря на это, в нем всегда присутствует экипаж, готовый к переходу на ручное управление в любой чрезвычайной ситуации. Но дальше всех в этом направлении продвинулись железнодорожники. Что касается непосредственно моего доклада, посвященного планированию проходческих работ, то здесь мы нашли точки соприкосновения со специалистами из «Норильского никеля», перед которыми стоит та же проблема, что и перед нашими шахтами – слишком длинный проходческий цикл, требующий оптимизации. Мы поделились наработками, и надеюсь, продолжим сотрудничество.

Главный инженер ЛАЦа Сергей Захаркин:

– Раньше этот форум продолжался в течение пяти дней, а в этот раз все выступления вместили в три дня, поэтому программа получилась очень насыщенной. Я вижу, что многие идеи, которые мы рассматриваем пока лишь теоретически, на других предприятиях начинают внедрять. У всех, в общем-то, одни задачи: улучшить качество, ускорить процесс, сэкономить, внедрить автоматизацию. Меня, например, впечатлил опыт «Карельского окатыша», который при разработке карьеров отказался от автомобильного транспорта в пользу системы мощных конвейеров.

Алексей Мамонов:

– Этот форум позволяет увидеть и понять, как действуют другие предприятия и организации в новых экономических условиях измененного рынка. Именно поэтому актуальны контакты и встречи с представителями предприятий нашей сферы деятельности, поучителен их опыт выживания в сегодняшних непростых условиях. Такой форум позволяет узнать, какие меры сегодня применяются в нашей отрасли для повышения эффективности, какие разработки ведут и каких успехов достигают профильные институты.

А 5 июля в здании рудоуправления состоялось собрание, на котором наши делегаты поделились впечатлениями со специалистами, которые не смогли присутствовать на форуме «Сеймартек».

Юлия Григорьева.

Фото из архива компании «Сеймартек».