Продолжаем тему путешествий за границу в нынешнее непростое время. На очереди – Турция, страна противоречивая и неоднозначная.

Хотя для многих, кто привык покупать сюда пакетные туры, эта страна, к сожалению, связана в памяти лишь с разгулом и различными плотскими утехами. В этой публикации мне бы хотелось показать, что курорты Антальи, Кемера, Мармариса и прочих городов, куда устремляется большая часть российских туристов, – это лишь малая и уж точно не главная часть Турции. Вы не увидите страну, если отдохнете только здесь. Чтобы познакомиться с настоящей Турцией, я, уже побывав в прошлом в роли «туриста-пакетника» в Алании, бронирую в этот раз авиабилет в Стамбул.

Пешком проще

Благо, цены на полеты под зиму скатились ниже некуда. Прямой перелет из Кольцово обошелся мне в конце ноября всего лишь в три тысячи рублей. Да и в феврале можно поймать очень хорошие по цене билеты, даже не отслеживая «горящие». Вот прямо сейчас, навскидку «забрасываем удочку» в поисковик в Интернете и вынимаем «улов»: билет Екатеринбург – Стамбул за пять тысяч рублей. И таких цен очень и очень много.

Вход в католический храм.
Вход в католический храм.

Турция как всегда предельно лояльна к российскому туристу. Проверка ПЦР-теста на границе – чистая формальность, проходит без проблем. Получаешь визу в паспорт – и свободен. Куда сложнее дальнейшие шаги. Кроме частного перевозчика Havabus, ни на один вид транспорта практически невозможно попасть без так называемой «Истанбул карт». Это пассажирская карта, где вы храните энную сумму денег, которые можно тратить на поездки в любом виде транспорта Стамбула. Не купив ее сразу в аэропорту и добравшись до своего отеля на частном автобусе, я осталась фактически без возможности перемещаться в центре огромного города. Купить «Истанбул карт» за пределами аэропорта оказалось большой проблемой – за ней выстраивались огромные очереди, и пункт продажи мог закрыться раньше, чем все желающие успевали ее оформить. Проще путешествовать пешком, решила я, составив себе пешеходную программу по основным достопримечательностям на ближайшие три дня. Благо, мой отель находился в самом сердце города, в историческом районе Фатих, и все интересные религиозные, исторические, природные объекты были в шаговой доступности. Мне довелось посетить целый комплекс знаменитых архитектурных построек – мечети Султанахмет, Айя-София, Сулеймание, насладиться великолепным шопингом в «Гранд-базар» и на Египетском базаре, погулять в парке «Гюльхане», посетить пристань, о которую разбиваются воды Мраморного моря.

Поймать удачу

Наконец, когда туристические возможности района были мною исчерпаны, пришла пора поиска новых маршрутов. Давняя мечта толкала меня уехать прочь из Стамбула, пересечь половину Турции и высадиться на востоке Малой Азии, в местечке с историческим названием Каппадокия. У туристов это сказочное название ассоциируется с невероятными космическими пейзажами вулканического происхождения и полетами на воздушных шарах. Романтика в чистом виде! Но как отправиться туда без пресловутой «Истанбул карт», без которой мне недоступны были даже соседние районы Стамбула? Я решила действовать наудачу. На ближайшей остановке трамвая попросила местного жителя помочь мне купить в автомате разовый билет за наличные деньги. Он долго пытался сообразить, как это сделать, наконец, попросту пополнил счет на своей «Истанбул карт» и оплатил по ней мою поездку. На этом трамвае я выбралась из района Фатих и затем должна была пересесть на метро, чтобы добраться до междугороднего автовокзала. На станции все четыре автомата информировали: «Инстанбул карт» в продаже нет. История с картой в очередной раз закончилась тем же – еще один добрый человек оплатил мою поездку в метро. Так, благодаря сказочному везению и доброте людей, я очутилась на автовокзале. Купила билет на ночной автобус до Каппадокии и сразу же приобрела обратный – тоже ночной, через сутки. Абсурд, конечно, но на междугородние поездки билеты оказалось приобрести куда проще, чем по городу.

«Космическая» Каппадокия

Одного дня без ночевки мне должно было хватить, чтобы проникнуться атмосферой Каппадокии, решила я, и не ошиблась. К утру следующего дня автобус привез меня в город Невшехир. Оттуда еще километров 15 до местечка Гереме на рейсовом транспорте – и я достигла своей мечты. Издалека, еще из окна автобуса, увидала запоздалый воздушный шар, летевший над сказочной долиной. Зимой они обычно поднимаются в воздух с рассветом, в районе восьми часов утра. Но на часах было уже десять, а шар и не думал приземляться. Вот уж показались в окне и первые «грибы» – знаменитые земляные наросты вулканического происхождения, которыми усеяны долины Каппадокии. Каждый такой «нарост» причудливой формы – величиною с дом, а то и с многоэтажный замок, полый внутри. Многие из этих «грибов» предприимчивые турки, действительно, приспособили под жилье – обставили мебелью под стать их своеобразному пещерному антуражу и сдают туристам. Местным жителям – доход, путешественникам – масса новых ощущений от ночевки в необычном отеле, похожем на гигантское ласточкино гнездо.

В Каппадокии, конечно, разработано множество популярных маршрутов по «космическим» долинам. Множество фирм предлагает свои услуги по экскурсионному сопровождению. Но я не любитель организованных экскурсий, поэтому иду своим путем. Первый пункт, который я посетила, – обзорная площадка, откуда открывается вид на большую часть Каппадокии. Здесь лучше встречать закаты – розоватые лучи солнца, уходящего за горизонт, заливают контровым светом одну из долин, придавая ей нежные оттенки и подчеркивая красивый и какой-то совсем уж неземной рельеф. Решаю вернуться сюда к вечеру, а пока отправляюсь на автобусе в ближайший к Гереме поселок Учхисар, название которого в переводе с турецкого означает «Три крепости». В центре поселка расположена 60-метровая скала, которую люди использовали как крепость еще в период Хеттского царства, около 1800 – 1180 лет до н. э. Из-за эрозии большая часть верхних «этажей» крепости сегодня закрыта для посещения, но в нижнюю ее часть и на саму вершину доступ открыт для всех желающих за вполне умеренную плату. С вершины крепости открывается вид на окрестные вулканы и долины Каппадокии. К крепости примыкает восточный базар с сувенирными лавками и все те же дома, высеченные в соседних скалах. Очень атмосферное место с многовековой историей!

Вернувшись в поселок Гереме, я продолжила изучать его невероятный ландшафт. Посетила Музей под открытым небом, заглянула в мастерскую местного гончара, где он работает с керамикой и здесь же, в мастерской, продает сувениры из нее. К закату я вернулась на смотровую площадку: к этому времени здесь собралось довольно много туристов – они делали селфи, гуляли и наблюдали, как постепенно в поселке зажигались огни, освещая вечерним светом фантастические скалы. Вскоре после заката я отправилась в обратный путь – в Стамбул, где меня ждали новые приключения.

Прогулка по Босфору

На этот раз я поселилась недалеко от площади Таксим – в густонаселенном районе, жить в котором оказалось на порядок дороже, чем в Фатихе. Но зато жизнь здесь кипела. Толпы народу прогуливались по центральной улице Истикляль вдоль трамвайных путей, по которым курсировал старинный красный трамвайчик «Ностальжик» – символ города. Этот транспорт – реконструкция существовавшей некогда в Стамбуле трамвайной системы.

Трамвайчик «Ностальжик».
Трамвайчик «Ностальжик».

Улица, если не считать трамвая, является пешеходной, по ней можно дойти до знаменитой Галатской башни, заглянув по дороге в дорогие бутики или небольшие колоритные магазинчики, а также при желании совершив экскурсию в католическую церковь. Галатская башня изнутри меня мало интересовала, к тому же в кассе и на входе в нее выстроилась такая неимоверная очередь, что я решила довольствоваться лишь видом снаружи и продолжить прогулку по новому для себя району. Вскоре вышла на набережную, прямо к причалу. К этому времени я уже разобралась с транспортной системой платежей, купила в автомате билет на паром и отчалила от пристани. По Босфору я каталась около часа – по нескольким водным маршрутам, с заездом в отдаленные районы Стамбула. Затем, вернувшись в свой район, решила завершить этот день посещением дворца Долмабахче и вернуться домой, прокатившись на фуникулере. Всю эту плотную программу я выполнила за день, ведь уже на следующее утро мне предстояло выехать в аэропорт и лететь в другую страну – Грузию. Об этом своем путешествии я расскажу в одном из следующих выпусков «ВГ».

Елена Пешкова.

Фото автора.