Высокогорский горняк - информационно-аналитическая газета ОАО «ВГОК»

    Главное на производстве – не врать

    Раздел: Люди ВГОКа Дата публикации: 02-10-2019, 00:00

    Герман Туров.Герман Туров.Стаж работы Германа Турова на ПЖТ составляет без малого полвека: с 1958-го по 2007-й.

    В этом году Герману Александровичу исполнилось 79. Несмотря на возраст, он живо интересуется делами ВГОКа. Более того, имеет свое мнение обо всем происходящем:

    – Значит, съезд 55-59 восстанавливаете? – Туров с укоризной качает головой. – А говорил я в свое время: нельзя его демонтировать – пригодится!..

    Машинистами не рождаются

    За 50 лет в ПЖТ Герман Александрович бывал и помощником машиниста, и машинистом, и начальником района, и освобожденным партсекретарем, и старшим мастером по ремонту локомотивов. Словом, на железной дороге он – специалист широкого профиля. Однако профессионалами не рождаются. Хотя в случае Турова расхожая истина выглядит несколько сомнительной.

    Герман Александрович родом как раз из семьи железнодорожника. Туров-старший, машинист 2 класса, до войны гонял поезда в Наркомате путей сообщения. А вернувшись с фронта, пошел работать в транспортный цех ВЖР. И активно готовил сына к железнодорожной карьере.

    Однако у того были свои планы: железная дорога – да, но паровоз – решительно нет! Хотелось быть машинистом электровоза в шахте. Поэтому, окончив десятилетку, парень подал документы в ФЗО № 56 как раз на эту специальность. А для отца была готова версия: группа кочегаров набрана, мест нет. Отец возмутился: «Моему сыну нет места? Да не может такого быть!» И сам оправился в приемную комиссию. А после вернулся с известием: приняли, мол, тебя в группу кочегаров, а что соврал – ладно, прощаю.

    Группа подобралась отменная – все сплошь спортсмены. Кстати, сам Герман Александрович – перворазрядник по лыжному двоеборью. Черный бушлат с петлицами «ФЗО 56» и фуражку с кокардой принципиально не носили, под «ноль» не стриглись – зато учились на отлично и пачками несли в родную ремеслуху грамоты за спортивные победы. А полгода спустя новоиспеченный помощник машиниста оказался в отделе кадров ВЖР.

    Перспектива, надо сказать, была неоднозначная. Машинисты паровоза на руднике были поголовно ветераны, но на пенсию никто не торопился: рабочая аристократия, сами понимаете. Задержаться в помощниках можно было на долгие годы. Но вместе с тем был шанс набраться у старших опыта. Первым учителем Турова стал Леонид Титов, которого Герман Александрович любовно называет дядей Леней. Старика дядю Леню, участника Гражданской, работой особо не загружали – водил себе маневровые паровозы по высокогорской площадке. Но задержаться в его бригаде пришлось недолго – Германа перебросили в Естюнинский карьер. Вот тут ему довелось свести самое близкое знакомство с профессией и паровозом 9П.

    Вообще, 9П в те годы был самой популярной маркой паровоза на ВЖРе. Лебяжка, правда, имела 1 400-сильный Р, но тот существовал в единственном экземпляре. А на всех магистралях рудника трудились «девятки» – 320 лошадиных сил, 35 километров в час. Машина не столь престижная, как Р, но ухода требовала – и немалого.

    – Вот тут я горюшка хлебну-ул, – признается Герман Александрович. – Бывало, за 12-часовую смену перекусить было некогда. Подняли партию, разгрузили на отвале, а я топку чищу… Опыта не хватало, хоть вроде и железнодорожник.

    Но опыт – дело наживное. Благо было у кого перенимать. Туров был помощником и у Михаила Миронова, и у Юрия Панкратова. Вместе с последним пришлось осваивать дизель-электровоз. Тут проблем не возникло: на машине стоял танковый дизель 1Д12, а Панкратов – бывший танкист…

    Время от времени приходилось подменять машиниста – что на паровозе, что на дизель-электровозе. Вот тут понадобилось и знание технических возможностей локомотива, и знание профиля пути, и интуиция.

    – На выезде из карьера был крутой подъем, а рядом березка росла, – вспоминает Герман Александрович. – Если березку не перешагнул – считай, остановился. А у машиниста своя хитрость: дает тебе прокатиться – ведь ему тоже отдохнуть нужно. Дает-то дает, а сам следит за тобой вполглаза – как из карьера выезжаешь, как в тупик заезжаешь. А когда убедится, что все в порядке, так и расслабится. С электровозом, конечно, проще – физической нагрузки нет. Но машину чувствовать надо, да и профиль пути тоже.

    Пока суд да дело, Туров закончил железнодорожный техникум по специальности «Электротяговое хозяйство» и мало-помалу дорос до машиниста локомотива.

    А в 1968-м вступил в КПСС. И сам не ведал, что так начинался новый этап его жизни.

    Это была большая школа

    Передовиком Герман Александрович был всегда – свидетельством тому значки «Победитель социалистического соревнования» и «Ударник 9-й пятилетки». Да и благодарностей в трудовой книжке хватало. А кроме того – лыжник, активист спортивно-массовой работы. Оттого и оказался членом цехового партбюро. Тут невзначай выяснилось, что есть у коммуниста Турова еще одно важное качество – принципиальность. И выяснилось это в непростой ситуации.

    – Свою точку зрения я всегда отстаивал, – рассказывает он. – Решали мы вопрос о выговоре Николаю Ивановичу Цидаеву. Он мастером был. Ну, трудяга мужик! И не дурак. Но постоять за себя не умел. Смотрю, долбят его и долбят. Спрашивают: кто за выговор? Я руку поднимаю: против! И разошелся: деталей нет, а обеспечить ими рабочих Цидаев не может! И ведь всех сумел убедить – голосовали против выговора.

    И потому в один прекрасный день коммунисты железнодорожного цеха избрали Турова освобожденным секретарем парторганизации. Переквалификация потребовалась основательная. Там – локомотивы, здесь – люди. Там – техника, здесь – идеология.

    И не только идеология. Статья 6-я Конституции СССР 1977 года гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу». Советский человек искренне в это верил и шел в партком с любой проблемой, по любому поводу. Потому круг обязанностей секретаря был более чем широк – от ремонта в подшефной школе до производственных конфликтов и содержания бытовок. Прибавьте невероятный объем бумажной работы – картина будет полной.

    – Я, честно говоря, страдал, – говорит Герман Александрович. – Машинистом-то еще как следует не побыл, а меня – в секретари. Даже не хочу говорить, что избрали – втолкнули. Работы сразу стало больше, а зарплата – ниже. Жена у меня – золото, все это понимала, спасибо ей. Говорит: что делать, держись! А держаться-то приходилось, да. Шишек получал много. В райкоме целый год меня воспитывали. Я только потом понял: так нужный настрой давали, чтоб работал, как положено. Но при всем при том это была большая школа…

    Школа и впрямь оказалась хорошей. Во-первых, появился шанс взглянуть на производство шире, не из кабины локомотива. Во-вторых, был наработан опыт общения с людьми всех рангов – от рядовых партийцев до функционеров среднего звена, который вскоре очень пригодился.

    Запись в трудовой книжке сообщает об этом лаконично: «Направлен на хозяйственную работу».

    Правила Турова

    Следующая запись конкретизирует предыдущую: «Принят начальником сырьевого района погрузочно-транспортного управления». Вот здесь и понадобились административные навыки, приобретенные в парторганизации. Да и более широкий взгляд на производство.

    Судить об этом можно по типовой должностной инструкции – там и оперативное планирование работы, и выполнение планов погрузки-выгрузки, и анализ основных показателей работы, и координация работы с производством, и сокращение простоев, и отчетность, и техника безопасности, и расстановка кадров… В общем, проще сказать, чего там нет.

    Герман Александрович свел все перечисленное к нескольким простым правилам. И применимы они не только к железной дороге.

    Правило первое: главное на производстве – не врать. От тебя зависят многие люди, незачем усложнять им жизнь. Можешь сделать – говори «да», не можешь – честно скажи «нет».

    Правило второе: отдавай всего себя делу – оно тебе отплатит. Ну, здесь все понятно без комментариев.

    Правило третье: жестко соблюдай дисциплину. Это тоже в комментариях не нуждается.

    Правило четвертое: прежде чем наказать подчиненного, детально объясни тому, в чем он виноват – так избежишь ненужных конфликтов.

     

    Жизнь продолжается


    На пенсию Туров выходить не спешил, хотя ему, машинисту, можно было это сделать еще в 55. Просто перебрался на более спокойную работу – стал старшим мастером по ремонту локомотивов. Со ­ВГОКом он простился лишь в 2007-м. Однако династия железнодорожников Туровых на комбинате жива. Инесса, дочь Германа Александровича закончила с отличием Уральский железнодорожный техникум, после без экзаменов поступила в Уральский институт инженеров железнодорожного транспорта. Нынче она – начальник смены на станции Гора Высокая.

    – Отец мой всегда страдал: эх, кончится наша железнодорожная жизнь, – улыбается Герман Александрович. – А как узнал, что Инесса в техникум поступила – нет, говорит, продолжается!

    Александр Кузьменков.

    Фото автора.

    Время пролетело незаметно

    Лаборант химанализа Надежда Костина отработала в ЦЛК без малого 44 года....

    О чем говорили паровозы

    23 января отпраздновал свое 90-летие ветеран ПЖТ Михаил Миронов....

    На всю оставшуюся жизнь…

    На днях диспетчер ПЖТ Татьяна Лимонова отметила юбилей – 40-летие работы на комбинате....

    ×

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Октябрь 2019 (9)
Сентябрь 2019 (4)
Август 2019 (13)
Июль 2019 (10)
Июнь 2019 (14)
Май 2019 (10)

Оцените работу движка
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился

Контакты

Адрес: Нижний Тагил, ул. ФРУНЗЕ, 17
Телефон:
+7 (3435) 49-54-03
Ключевые слова


«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Свидетельство о регистрации: ПИ № ТУ 66 - 01249 от 25 ноября 2013 года. Учредители: Открытое акционерное общество "Высокогорский горно-обогатительный комбинат".