Высокогорский горняк - информационно-аналитическая газета ОАО «ВГОК»

    О чем говорили паровозы

    Раздел: Люди ВГОКа Дата публикации: 30-01-2019, 00:00

    Михаил Миронов.Михаил Миронов.23 января отпраздновал свое 90-летие ветеран ПЖТ Михаил Миронов.

    По железным дорогам ­ВГОКа Михаил Тихонович колесил 31 год – с 1953-го по 1984-й. Менялись локомотивы: паровоз, дизель-электровоз, электровоз. Менялось название подразделения: транспортный цех, железнодорожный цех, предприятие железнодорожного транспорта. Неизменным оставалось место работы и любовь мастерового человека к своему делу.

    Это, если хотите, конспект биографии. А в подробностях выходит много интереснее.

    Родился Михаил Тихонович в Татарской АССР, нынешнем Татарстане – Буинский район, село Киять. Там закончил четыре с половиной класса, а потом учебу пришлось отложить.

    – Война, работать надо было, – объясняет он. – Кто в деревне-то остался? Мужиков почти нет, женщины да стая детей, разутых и раздетых… Работали день и ночь. Тяжелое было время, даже вспоминать не хочется.

    В колхозе имени Куйбышева подростка, не считаясь с возрастом и нагрузками, определили в кузницу молотобойцем. А в 1943-м Миша Миронов сменил ушедшего на фронт кузнеца. О чем, между прочим, никогда не жалел.

    – Деревенский кузнец – не то что городской, – не без гордости заявляет он. – Специальность широкого профиля: он и слесарь, он и механик, он и жестянщик – как придется. Я всю эту работу знаю.

    А дальше все, как у всех – армия и самые неопределенные планы на будущее. Пока солдат служил, семья его перебралась к старшему брату Алексею. Тот, повоевав на Брянском, Втором Прибалтийском и Ленинградском фронтах, осел в Нижнем Тагиле. Надо сказать, тагильчане старшего поколения хорошо его помнят – личность известная, горвоенком в чине полковника, герой многих публикаций «Красной звезды». Алексей писал младшему в армию: «Никуда, кроме как в Тагил!». Михаил к совету прислушался.

    Поначалу устроился слесарем в «Уралсибэнергочермет», закончил вечернюю школу. А работа оказалась не по душе: слесарить-то как раз и не пришлось.

    – Круглое катай, плоское таскай – вот и все! – усмехается Миронов. – Опять я с Алексеем посоветовался да пошел в 56-е ФЗУ учиться на помощника машиниста паровоза. Отучился полгода – и на ВЖР.

    Учеба парню понравилась: интересно! И работа оказалась интересная – в том числе и перспективами: каждый год набирали на курсы машинистов. Но интереснее всего оказались сами локомотивы. Первый паровоз, на котором ему довелось ездить – маневровый 9П: котел диаметром 1 320 миллиметров, шесть с половиной кубов воды, два куба угля, скорость – 35 километров в час, мощность – 300 лошадиных сил. Раз уж к слову пришлось: нынче 9П – самый натуральный раритет. Их из 2 655, выпущенных с 1935-го по 1957-й, на всем постсоветском пространстве уцелело лишь 55, и один стоит на смотровой площадке горы Высокой – уж не тот ли, на котором Миронов начинал? А после пришли из Венгрии новые паровозы, магистральные Р: скорость – 65 километров в час, мощность – 1 400 лошадиных сил. Стало еще интереснее. Михаил Тихонович присматривался к технике, учился слышать и понимать ее.

    – Паровоз – это машина, которая с тобой разговаривает, – убежден он. – Сам тебе все скажет: когда тяжело идти, когда легко.

    – Когда ему легко, он вот так делает: ух, ух, ух! – дополняет коллегу и друга ветеран ПЖТ Герман Туров. – А когда тяжелее, в подъем, то вот так: э-эх, э-эх…

    – Подходишь, бывало, к главному карьеру и слышишь: один паровоз задыхается, но тянет: ф-фу… А другой пляшет – буксует, значит… А электровозы молчат. Там все по приборам видишь, – заключает Михаил Тихонович. – Между прочим, последний паровоз на руднике я потушил. Даже номер помню – 624. Тушили его вместе с инструктором Калининым. Дальше уже электровозы были…

    Впрочем, паровоз ли, электровоз – разница невелика. Миронов везде отличался ответственностью и отменными показателями. Он до сих пор хранит красные книжечки удостоверений: 1970-й – победитель соцсоревнования к 100-летию Ленина, награжден юбилейной медалью «За доблестный труд», 1971-й – победитель соцсоревнования в честь XXIV съезда КПСС, 1974-й – кавалер ордена «Знак почета», 1977-й – имя Тихонова занесено в Книгу почета горного управления НТМК… И это, поверьте, далеко не полный список регалий.

    – И общественной работой Миша много занимался, – вспоминает Туров. – И в партбюро постоянно был, и в профсоюзе. Везде был, активный. Хороший организатор. И бригада вокруг него сплотилась – умел найти подход к рабочим.

    Специалист с такими задатками мог бы легко найти работу в любом другом месте – на НТМК или в МПС. Однако уйти со ­ВГОКа Михаилу Тихоновичу никогда не хотелось:

    – Горняки – народ особый, – рассуждает он. – Всегда уважают человека. Я не тагильчанин, но меня на руднике сразу приняли. Такой спайки, такой дружбы я нигде больше не видал. Даже не могу объяснить, откуда у них все это. Сейчас встречаю знакомых из транспортного цеха, из горного – мы же до сих пор родные.

    Александр Кузьменков.
    Фото автора.

    Строители широкого профиля

    В соответствии с постановлением Совета Народного хозяйства 16 января 1959 года был организован трест «Свердловскшахторудстрой», позже получивший имя, известное любому горняку – «Востокшахтопроходка»....

    Бархатная революция Алексея Кропачева

    Вместе с коллегами свой профессиональный праздник отметит ведущий инженер-программист ЦТА Алексей Кропачев....

    На всю оставшуюся жизнь…

    На днях диспетчер ПЖТ Татьяна Лимонова отметила юбилей – 40-летие работы на комбинате....

    ×

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Март 2019 (8)
Февраль 2019 (6)
Январь 2019 (15)
Декабрь 2018 (4)
Ноябрь 2018 (6)
Октябрь 2018 (7)

Оцените работу движка
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился

Контакты

Адрес: Нижний Тагил, ул. ФРУНЗЕ, 17
Телефон:
+7 (3435) 49-54-03
Ключевые слова


«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Свидетельство о регистрации: ПИ № ТУ 66 - 01249 от 25 ноября 2013 года. Учредители: Открытое акционерное общество "Высокогорский горно-обогатительный комбинат".